Весь этот IMAX

Мне не раз доводилось быть свидетелем сцен перед кассами двухзальной «Бригантины» и широкоформатного «Удокана», когда некоторые зрители горячо вопрошали: «Почему вы не хотите показывать фильм в формате IMAX?» Очередной раз так было совсем недавно перед показами «Стражей галактики 2», «Меча короля Артура», то же происходило во время первых дней проката картины «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки». Видимо, тот же вопрос будет продолжать задаваться перед будущими демонстрациями картин, снятых не только в «обычном» цифровом 3D-формате, но и в новом продвинутом, суперзрелищном: «Мумия» (8 июня), «Трансформеры 5: Последний рыцарь» (22 июня), «Дюнкерк» (20 июля) и т.д. Так что такое IMAX? Насколько он новый? И почему в Чите «не хотят» показывать фильмы в этом формате?       Вначале о форматах
    Бывают фильмы обычные и широкоэкранные (и те, и другие снимают на киноплёнку шириной в 35 мм и показывают на экране 12 метров в ширину и 5 м в высоту в «обычных» кинотеатрах). Первой широкоэкранной картиной в СССР был «Илья Муромец» (реж. А. Птушко, 1956). Бывают широкоформатные, первые из которых появились в конце 1950-х. Из особо известных в Голливуде (на данный момент снято 60 картин) и СССР назову фильмы «Бен Гур», «Клеопатра», «2001: Космическая одиссея», «Золото Маккены», «Свадьба в Малиновке», «Война и мир», эпопея «Освобождение», «Через тернии к звёздам» и т.д. Они снимались на плёнку в 65 мм (в СССР 70 мм; всего снято 175 картин) или соответствующую «цифру». Широкоформатные ленты мог (и может до сих пор) показывать единственный в Чите кинотеатр – «Удокан». Широкий формат, начиная со своего рождения, долгое время считался самым зрелищным, но спустя пару десятков лет его, почивавшего на лаврах этой зрелищности, стал толкать конкурент невероятных размеров.       Гигант в мире кино
    Он вломился в 1970 году. Его размеры потрясали – ширина ему досталась от 70-миллиметровой родительницы, высота была в 48,5 мм, а вместо четырёх перфораций на один кадр их стало аж... 15. Качество изображения – 10 тысяч на 7 тысяч пикселей. Но самое интересное, что съёмка (и последующая демонстрация) на этот плёночный левиафан велась не по вертикали (сверху вниз), как все обычные киноленты, а по горизонтали (справа налево) (см. заставку-иллюстрацию вверху). Форматное имя этому гиганту было дано IMAX (от англ. Image Maximum – «максимальное изображение»). Да-да, ещё до тотальной цифровой эпохи ранний IMAX был исключительно плёночным и тяжёлым в эксплуатации – в прямом и переносном смыслах.     «Изобрели» этот формат четверо канадских специалистов в одноимённой корпорации в Торонто.     Первым в мире художественным фильмом в формате IMAX была лента «Ребёнок тигра», снятая в 1970 году, а первый кинотеатр IMAX «Киносфера» был открыт в 1971 году в Торонто и продолжает работать до сих пор.       Всё по-гигантски
    Огромные кинокамеры IMAX для съёмок 3D-фильмов (см. фото) весом свыше центнера, с кассетами, расположенными плашмя по горизонтали слева и справа (иногда обе с одной, правой стороны). Копировальные аппараты размером с большую комнату. Такие же здоровенные проекторы (вес некоторых достигает массы почти в две тонны) с бобинами (плэттерами), расположенными по горизонтали. Один плэттер с такой IMAX-фильмокопией весил (и весит до сих пор) порядка 200 кг (!) (см. фото) и подавался к проектору небольшим подъёмным краном. А плёнка формата IMAX во время съёмки (и показа) неслась 100 метров в минуту. Вот что такое этот плёнко-великанище IMAX.     И если бы не переход кинематографа на безплёночное производство (в «цифру»), то, вероятно, суперзрелищный формат так широко бы не внедрился в мир кинематографа. В первую очередь – из-за дороговизны техники, во вторую – из-за дороговизны плёнки. Так, печать одной двухмерной копии фильма формата IMAX стоит 20 тыс. долларов, а трёхмерной – 40 (для справки: печать традиционной 35-миллиметровой копии обходится дистрибьютору-прокатчику приблизительно в 1,5 тысячи долларов). Однако слухи о смерти плёночного «обычного» и IMAX кинопроизводства (и её последующей, плёночной кинодемонстрации) оказались слишком преждевременными, и многие известные кинематографисты не собираются от него отказываться даже в «цифровой» XXI век, в силу более «достоверного» изображения, максимально приближённого к реальному восприятию окружающего человеческим глазом.       В гостях у Гиганта
    Специально построенное здание высотой примерно в семь этажей (или выше). Внутри, помимо фойе, кафе и прочих помещений, расположена проекционная со специальными кинопроекторами. Форма зала удивит неискушённого кинозрителя – он шире «обычного», короче в длину и выше (см. фото). Зрительских мест примерно на треть меньше (как правило, не более 8–14 рядов кресел). Ряды кресел расположены не по прямой, а несколько подковообразно, и вздымаются немного повыше друг над другом, чем привычные. Сделано это для того, чтобы сидящие на разных уровнях рядов зрители не перекрывали друг другу «картинки» с экрана. Особое удивление вызовет экран. В отличие от обычного, он занимает место от потолка до пола и от стены к стене. Размеры его поражают – 22 метра в ширину и 16 в высоту, что соответствует высоте среднего пятиэтажного дома. Встречаются и более впечатляющие размеры: 36 метров в ширину и 30 в высоту (35,72 х 29,57 м), что соответствует высоте девятиэтажки.     Но вот начался киносеанс, и зритель оказывается прямиком в фильме. Достигается сей эффект тем, что расположение кресел в зале сделано с таким расчётом, чтобы любой зритель с любого места мог видеть экран, который перекрывал бы своими размерами все его поля зрения (включая периферическое): как по вертикали, так и по горизонтали, создавая таким образом полную иллюзию погружения в реальность фильма.     Кристально-чистое, удивительно яркое и насыщенное изображение, почти ничем не отличающееся от того, что видят наши глаза в жизни, сопровождает сверхреальный звук, идущий по семи каналам специальной аудиосистемы. Каждый зритель остаётся в центре «звуковых событий» и даже переживает такой эффект, когда кажется, что звук исходит прямо из центра зала (хотя там нет никаких специальных динамиков).     Если прибавить к этому ещё и объёмное 3D-изображение, несложно догадаться, почему многие современные любители кино так рвутся увидеть фильмы в кинотеатре формата IMAX.     Первым работающим в IMAX-формате стал открытый 3 апреля 2003 года в Москве, в торговом центре «Ашан-сити», кинотеатр «Киносфера IMAX». Автору этих строк удалось в начале 2010 г. увидеть в нём знаменитый «Аватар» Д. Камерона. Впечатления… ошеломляющие, после которых можно уверенно заявить: «Я был на планете Пандора!»       «Бригантина IMAX»? «Удокан IMAX»?
    С 2008 года активно наступающая «цифра» начала атаковать гигантский плёночный IMAX – был запущен стандарт IMAX Digital, который позволил обычным кинотеатрам при переоборудовании демонстрировать фильмы в формате IMAX. А можно ли переоборудовать читинские кинотеатры?     Первое. Для этого требуется подходящее помещение. «Бригантина» отпадает сразу хотя бы потому, что оба зала кинотеатра приспособлены под экраны размером в 12 метров в ширину и пять в высоту – под формат широкоэкранного кино.     «Удокан», как кинотеатр первой категории, рассчитан на демонстрацию широкоформатных фильмов. Его экран имеет размеры 18 м в длину и 8 м в высоту (17,8 х 8 м). Показывать фильмы даже минимального плёночного IMAX, требующего размеры 22 м в длину и 16 м в высоту, «Удокан» физически не способен. Однако цифровой IMAX-формат размеры его экрана «потянут». А значит, в теории «Удокан» переоборудовать можно. Однако…     Второе. Экран в случае переоборудования кинотеатра придётся менять. Потребуется характерная форма с более загнутыми краями и иными соотношениями сторон. Понадобится специфический «серебряный» экран с более высоким высокоотражающим эффектом, нежели обычный, белый. Экран потребуется отпустить к полу и приблизить метров на пять (и более) к рядам кресел, дабы зрители смогли более-менее ощутить эффект «погружения» в фильм.     Третье. От первых двух рядов кресел, как и от задних, придётся избавиться (как и от некоторых мест по бокам). Зрительских мест станет не менее, чем на треть, меньше, причём их расположение надо менять ещё и по высоте.     Четвёртое. Весь современный «удокановский» продвинутый звук придётся «задвинуть» – демонтировать с корнем и разместить специальный – для формата IMAX.     Пятое. Надо убрать «обычный» цифровой кинопроектор и поставить двойные, цифровые 3D-IMAX проекторы.     Общие затраты на переоборудование кинотеатра, подобного нашему «Удокану», – примерно от 40 миллионов рублей.     Шестое. Фильмов в суперзрелищном формате с каждым годом выпускается больше, но их всё же не настолько много, чем обычных. А наша страна выпустила вообще пока всего четыре. И ещё – цена билета на сеанс фильма в формате IMAX варьируется от 500–700 рублей и выше. Готовы ли читинцы платить такие деньги?       IMAX: Так быть или не быть в Чите?
    Итак, если «Удокан» будет переоборудован в IMAX, то ходу назад уже не будет – наиболее вероятным видится падающее со временем число зрителей (город у нас небогат), а затем – переход на показ картин более доступных (в смысле стоимости билетов) «обычных» и 3D фильмов на цифровых носителях. Даже в этом случае кинотеатр финансово проиграет. Хотя бы потому, что в переоборудованном зале окажется почти на треть меньше зрительских мест, чем было.     Вздохнём с облегчением – любимый «Удокан» (как и «Бригантина») в том виде, который есть, будет продолжать радовать нас технически качественной «цифрой» в обоих измерениях ежедневно с доступными ценами на билеты. Никаких экспериментов с переоборудованием не предвидится. Гораздо рентабельнее построить в городе для демонстрации фильмов в формате IMAX новый кинотеатр.
    Сергей БАЛАХНИН, фотоколлаж автора
 
По теме
Следователи второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СК России по Забайкальскому краю завершили расследование уголовного дела в отношении заместителя директора муниципального бюджетного у
📌Причины возникновения пожаров тривиальны –чаще всего это человеческая безответственность, помноженная на штормовой ветер.
В целях подготовки к пожароопасному сезону 2024 года для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с природными и техногенными пожарами,
В дежурную часть МО МВД России ««Петровск-Забайкальский»» поступило заявление от 37-летнего жителя села Малета о том, что неизвестный угнал автомашину «Тойота Марк 2».
Прокуратура Тунгокоченского района поддержала в суде государственное обвинение по уголовному делу в отношении 26-летнего жителя села Верх-Усугли.
С наступлением устойчивой теплой погоды, к сожалению, на территории краевого центра участились случаи пожаров сухой травы мусора.
   В октябре 2023 года двоюродные братья, выпив несколько литров пива и отправившись по своим делам в соседний населенный пункт, приобрели там еще пива, распив его в лесу, решили покататься на машине,
      В производстве Александрово-Заводского районного суда Забайкальского края находится объемное уголовное дело в 26-ти томах в отношении шестерых жителей Забайкальского края, которые обвиняются в тайном хищении имущества,
В Краевой клинической больнице проведено обучение для ответственных за противопожарную безопасность - ГУЗ ККБ Первый заместитель председателя Всероссийского добровольного пожарного общества по Забайкальскому краю Евгений Вологдин рассказал руководителям структурных подразделений о требованиях российского законодательства в отнош
ГУЗ ККБ
Заболевания сетчатки и зрительного нерва могут привести к потере зрения - ГУЗ ККБ К ним относятся: глаукома, диабетическая ретинопатия, макулярная дегенерация, дистрофии сетчатки, злокачественные и доброкачественные новообразования в структурах глаза, тромбы коронарных артерий или центральной вены глаза,
ГУЗ ККБ
Врач-кардиолог ответит на вопросы забайкальцев о заболеваниях сердца в ходе горячей линии «Позвоните доктору» - Министерство здравоохранения Горячая линия «Позвоните доктору» пройдет 29 марта с 14.00 до 15.00. Врач-кардиолог краевой клинической больницы Алексей Пронин ответит на вопросы забайкальцев о профилактике, диагностике, лечении заболеваний сердца,
Министерство здравоохранения
Учил видеть прекрасное в обыденном - Агинская краевая библиотека 31 марта исполнилось бы 85 лет художнику, педагогу, Отличнику народного просвещения РФ, Заслуженному деятелю искусств Забайкальского края Доржи Гомбоевичу Гомбоеву.
Агинская краевая библиотека
Я приду лучом рассвета...    - Город Чита Так называется поэтический сборник Людмилы Мутовиной, презентация которого состоялась недавно в библиотеке №23 города Читы.
Город Чита
Книжная выставка «Читаем Граубина вместе» - Агинская краевая библиотека Краеведческая литература — это особая литература в фондах библиотек, благодаря которой можно узнать историю, познакомиться с писателями и поэтами своего края, своей малой родины.
Агинская краевая библиотека