«Вечный Сталин»

Ленин и Сталин. Символ Октября и символ Победы. Отечественный художественный кинематограф, не говоря уже о документальном, просто не мог обойти этих героев. Актёрам, воплощавшим их образы на экране, приходилось наиболее трудно – в отличие от своих коллег, им приходилось нести особую ответственность за своих персонажей, прежде всего в то время, когда один из них был в добром здравии и руководил страной. Сегодня, в праздник трудящихся 1 Мая и в преддверии Дня Великой Победы, – о тех, кому посчастливилось (и не очень) стать экранным Иосифом Виссарионовичем в его эпоху и в последующие годы. Первый в «Октябре» и… последний
    Одна шестая мира готовилась к празднованию своего главного праздника, юбилея – двадцатилетия Великой Октябрьской революции. Более чем за год до этого, в феврале 1936-го, на студиях «Мосфильм» и «Ленфильм» был объявлен конкурс на сценарий и фильм о революции и Ленине. Курировать это мероприятие взялся сам глава СССР и большой любитель кинематографа Иосиф Сталин. В творческой гонке лидировали москвичи со сценарием Алексея Каплера под рабочим названием «Восстание», ленинградцы поотстали, поскольку сценарий Николая Погодина «Человек с ружьём» не был принят с первой попытки.     За постановку «Восстания» взялся молодой режиссёр Михаил Ромм, который дал будущей картине другое название – «Ленин в Октябре». В этой ленте впервые в истории художественного кино СССР должны были появиться революционные и партийные деятели как киноперсонажи. На главную роль В.И. Ленина утвердили театрального актёра Бориса Щукина. Среди вождей революции был и Сталин. На его роль был утверждён артист Кировского драматического театра Семён Гольдштаб, имевший с вождём некоторое внешнее сходство.     Съёмки фильма начались только 17 августа 1937 года и шли авральными темпами, да так, что вся работа, включая монтаж и озвучку, была закончена в рекордные сроки – за два месяца и 18 дней! 6 ноября картину уже смотрел Сталин. Увиденное одобрил, хотя работа Гольдштаба ему не слишком понравилась: больно уж скромен и простоват получился вождь – будущий глава страны, да и фамилия актёра несколько обескураживала. В конечном итоге фамилию актёра вообще убрали из титров.       Требуется другой Сталин
    «Ленин в Октябре» вышел на экраны СССР 7 ноября 1937 года с большим успехом. Ленту закупили многие страны, включая США и Францию, где успех был не меньший. Поскольку «Ленин в Октябре» представлял собой первую часть дилогии о революции, второй частью должен был стать «Ленин в 1918 году». Куратор проекта распорядился лично: «Нужен другой Сталин».     Работал в начале 1920-х годов под солнечным кавказским небом, покоряя театральную публику Тифлиса, Батуми, Кутаиси и Тбилиси, молодой, красивый, обаятельный, талантливый парень. Был он из некогда известного грузинского княжеского рода, но ещё до революции забыл своё прошлое дворянство, родительское сельское хозяйство и отдался всей душой сцене, музыке, искусству и ни разу не жалел об этом. Звали парня Михаил Георгиевич Геловани. Обладатель прекрасного баритона, актёр прославился также исполнением романсов, что звучали в спектаклях. Мечтал он ещё попробовать себя в кино.     В феврале 1924 года мечта сбылась – «отец» знаменитых «Красных дьяволят» (1923), режиссёр Иван Перестиани пригласил Михаила для участия в своей новой картине – драме «Три жизни», где ему была отведена роль Бахвы. Кинодебют оказался удачным, и Геловани стали приглашать в фильмы-экранизации грузинской литературной классики. В трёх из них герои сходили с ума. Один из них кончает жизнь самоубийством. Причём во время съёмок сцены повешения актёр сам чуть было не повторил участь своего героя. Фальшивая петля затянулась по-настоящему и сдавила горло. Режиссёр же, видя посиневшее лицо и вытаращенные глаза, пришёл в восторг от такой убедительной игры: «Вай, хорошо!.. Красиво висишь! Молодец, Мишико!» Хорошо, что вовремя догадались и вытащили его из петли.       Поющий Вождь
    Во второй половине 1920-х Геловани начал пробовать себя и в режиссуре, взяв на вооружение юмор, сатиру, пародию, эксцентрику, сняв авторские картины «Злой дух» (1927), «Молодость побеждает» (1928), «Дело доблести» (1931), «Настоящий кавказец» (1934). Казалось, в Грузии появился новый талантливый режиссёр, но вначале 1930-х годов, продолжая работать и в театре, Геловани в драме по пьесе Ш. Дадиани «Из искры...» впервые исполнил роль Вождя. Публика и театральные работники заметили несомненное фактурное сходство с И.В. Сталиным. Но это был только первый «звонок».     К 1937 году в мире во всю царствовала эпоха звукового кино. В это время Михаил снялся в фильме Николая Шенгелая «Золотистая долина», «романсист» смог наконец-то попеть и в кино. Во время эпизода, где главный герой распевал, Чиаурели закричал: «Вы кого сняли, шельмецы?!» Крутанули эпизод ещё раз. Все ахнули – пел вылитый Сталин...     Уже в следующем 1938 году на Тбилисской киностудии в картине «Великое зарево» режиссёра М. Чиаурели о подготовке революционного октябрьского восстания впервые в кинообразе Иосифа Виссарионовича Сталина появился на экране Михаил Геловани. Интересно, что его роль поначалу осторожно называли «Кавказец» и только в процессе съёмок, когда киношники поняли, насколько талантлив актёр, появился он – молодой Сталин, стальной, несгибаемый, беззаветный революционер. Параллельно с «Великим заревом» на «Ленфильме» Сергеем Юткевичем велись съёмки фильма, впоследствии ставшего классикой мирового кинематографа, «Человек с ружьём» (рабочее название «Ноябрь», вышла на экраны в 1939-м), и там тоже «засветилась» восходящая звезда кино-Сталина – актёр М. Геловани.     Всего за сутки до официальной премьеры, 9 ноября 1938 года, ленту «Великое зарево» посмотрел главный кинолюбитель СССР. Когда свет в зале включили, он несколько минут сидел в молчании. Затем, так же молча, встал и пошёл к двери. На выходе генсек остановился, обернулся и сказал: «А я даже и не думал, что, оказывается, товарищ Сталин такой обаятельный человек». Затем Иосиф Виссарионович скупо улыбнулся и добавил: «Хорошо, Геловани...» И в этот же вечер режиссёру Михаилу Ромму из Кремля поступила телефонограмма, где сообщалось, что для картины «Ленин в 1918 году» – второй части ленты «Ленин в Октябре» – найден новый актёр для роли тов. Сталина...       Как Геловани Сталиным становился
    Стараясь максимально точно воплотить на экране образ своего великого персонажа, Геловани выкладывался полностью. Чтобы скопировать голос и акцент Сталина, по многу часов прослушивал грампластинки с записями его речей, выступления по радио, не пропускал ни одного его доклада. Если дело касалось каких-либо праздничных мероприятий, старался пробиться к трибуне мавзолея Ленина, где находился вождь, чтобы увидеть, как он держится, разговаривает с соратниками. На съёмной квартире (у Геловани в столице довольно долгое время не было собственного жилья) актёр переодевался в «фирменный» сталинский френч и галифе, непременно заправленные «по-сталински» в хромовые сапоги, и часами перед зеркалом «полировал» позы, движения, сталинскую походку, манеры, мимику вождя, интонацию голоса, и всё это с непременной трубкой в руках.     Сегодня, исполняя роль любого более или менее современного руководителя государства, к услугам актёра превеликое множество визуальных и аудиоматериалов о своём прототипе, тогда же, в 1930-х... Особенно «секретным» в этом отношении был Сталин, который был на виду у всех, и одновременно о нём, в первую очередь, о его личной жизни, было почти ничего неизвестно. Так что позаимствовать какие-то важные штрихи Сталина-человека было просто неоткуда, и Геловани, работая над своим героем, пользовался в основном, помимо своих личных наблюдений, его «официальным», «идеальным» образом, создаваемым кинохроникой, фотографиями в газетах и журналах, плакатами и картинами художников.     Снявшись ещё раз в образе вождя в ленте «Выборгская сторона» (1939), Геловани продолжал неустанно работать над свои героем. Репетируя роль для картины «Ленин в 1918 году» и превращаясь в очередной раз в «Сталина», Михаил Геловани устраивал себе «контрольную» – актёр появлялся в коридорах «Мосфильма» в полной «экипировке» вождя с непременной трубкой в руках и смотрел на реакцию сотрудников студии. Если они ошеломлённо замирали и даже бледнели (в восторге или в страхе), то, значит, исполнитель вождя был на верном пути к его образу.       Официальный представитель
    Напряжённый, выматывающий труд Геловани принёс свои плоды – фильм «Ленин в 1918 году» с его участием в роли Сталина и работой его коллеги Бориса Щукина, исполнившего роль вождя мирового пролетариата В.И. Ленина, начал победное шествие в праздничную дату 7 ноября 1939 года. Сначала по кинотеатрам, клубам и киноустановкам СССР, а затем и десяткам стран мира. С этой картины бывший грузинский князь, певец, режиссёр и талантливый актёр Михаил Геловани стал признанным, официально и неофициально, «товарищем Сталиным» и его «представителем» на киноэкране. Впереди было ещё одиннадцать картин с образом вождя, а среди них – шедевры соцреализма, знаковые картины мирового кинематографа – «Клятва» и «Падение Берлина».     Продолжение истории «вечного» киновождя читайте в следующей «Телемании».           Сергей БАЛАХНИН
 
По теме
Забайкальский край является одним из пяти регионов Дальневосточного Федерального округа, где установлены ежемесячные выплаты гражданам, родившимся в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны.
Н.В. Гоголь - гениальный мастер поэтического слова. Он создал великие произведения, покоряющие глубиной и правдивостью своих образов, силой творческого обобщения жизни, художественным совершенством.
Сотрудники Агинской краевой библиотеки им.Ц. Жамцарано создали аудио версию рассказов из книги Арсалана Жамбалона «Илалтын замаар…».
Министерством финансов Забайкальского края осуществлено финансирование расходов на капитальный ремонт Борзинского районного краеведческого музея в сумме 3,0 млн.
В Краевой клинической больнице проведено обучение для ответственных за противопожарную безопасность - ГУЗ ККБ Первый заместитель председателя Всероссийского добровольного пожарного общества по Забайкальскому краю Евгений Вологдин рассказал руководителям структурных подразделений о требованиях российского законодательства в отнош
ГУЗ ККБ
Заболевания сетчатки и зрительного нерва могут привести к потере зрения - ГУЗ ККБ К ним относятся: глаукома, диабетическая ретинопатия, макулярная дегенерация, дистрофии сетчатки, злокачественные и доброкачественные новообразования в структурах глаза, тромбы коронарных артерий или центральной вены глаза,
ГУЗ ККБ
Врач-кардиолог ответит на вопросы забайкальцев о заболеваниях сердца в ходе горячей линии «Позвоните доктору» - Министерство здравоохранения Горячая линия «Позвоните доктору» пройдет 29 марта с 14.00 до 15.00. Врач-кардиолог краевой клинической больницы Алексей Пронин ответит на вопросы забайкальцев о профилактике, диагностике, лечении заболеваний сердца,
Министерство здравоохранения
Учил видеть прекрасное в обыденном - Агинская краевая библиотека 31 марта исполнилось бы 85 лет художнику, педагогу, Отличнику народного просвещения РФ, Заслуженному деятелю искусств Забайкальского края Доржи Гомбоевичу Гомбоеву.
Агинская краевая библиотека
Я приду лучом рассвета...    - Город Чита Так называется поэтический сборник Людмилы Мутовиной, презентация которого состоялась недавно в библиотеке №23 города Читы.
Город Чита
Книжная выставка «Читаем Граубина вместе» - Агинская краевая библиотека Краеведческая литература — это особая литература в фондах библиотек, благодаря которой можно узнать историю, познакомиться с писателями и поэтами своего края, своей малой родины.
Агинская краевая библиотека