Всемирный день защиты прав потребителей проводится ежегодно с 15 марта начиная с 1983 года, а с 1994 года широко отмечается в Российской Федерации. Его тематику по сложившейся традиции определяет Международная Федерация потребительских организаций. В 2018 году он проходит под девизом «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». Основной рыночной тенденцией в современном мире является рост и создание «цифрового» потребительского общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров он-лайн, но и настройки автоплатежей, мобильной связи, Интернета, управление через виртуальные сервисы, автомобилями, кухонными машинами и т.д. По мере глобализации данного сегмента потребительского рынка и вовлечения в него всё большего числа активных пользователей Интернетом стали заметнее проявляться неурегулированные законодательством отношения, что позволяет недобросовестным участникам рынка использовать данное обстоятельство в целях получения максимальной выгоды в ущерб экономическим интересам и законным правам граждан, а потому защита права потребителя на данном сегменте – актуальная задача! Развитие цифровых рынков и как следствие внедрение в него недобросовестных продавцов сказывается и на росте обращений потребителей. Так, в 2017 году в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю поступило 130 обращений на действия недобросовестных продавцов «виртуальной реальности», что на 42 % больше 2016 г. (54 обращения) и на 73 % больше по сравнению с 2015 г. (34 обращения). Обращения связаны с неисполнением обязательств продавца по передаче покупателю товара в установленный срок, или доставка товара ненадлежащего качества, а также в отказе удовлетворения требований потребителей о расторжении договора купли-продажи, обман потребителя (вместо бредовых телефонов, парфюмерии, одежды – дешевые аналоги, муляжи и т.д.). 12 обращений в Управление послужили основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц. Управлением в результате инициирования соответствующих судебных процессов заблокировано 3 Интернет-сайта, посредством которых осуществлялась реализация алкоголя и табачных изделий дистанционным способом 24 часа в сутки неограниченному кругу лиц. Управление уделяет особое внимание просветительской работе среди потребителей. Так, специалистами Управления на протяжении нескольких лет на территории Забайкальского края проводятся в общеобразовательных учреждениях уроки - лекции с презентациями, тематические встречи со школьниками, студентами по основам потребительских знаний. Проведено более 90 подобных мероприятий с акцентом на необходимый и базовый уровень потребительских знаний. Сложности в защите прав граждан заключаются в том, что многие сайты являются фейковыми, кратковременными, без идентификационных признаков продавца, т.е. фактически созданные для мошеннических действий. Взаимодействовать с подобными сайтами нет возможности (нет обратной связи). Зачастую потребители из-за отсутствия правовых знаний заказывают товары на сайтах, у которых нет элементарной информации о продавце (телефон, адрес, реквизиты юридического лица, индивидуального предпринимателя). В этой связи является закономерным то, что президиум Государственного совета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей обратил на данную проблематику внимание, по итогам заседания которого была принята Стратегия государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. Стратегией поставлены цели, задачи и принципы государственной политики в области защиты прав потребителей, исходя из тех рисков, которые несет в себе стремительно меняющийся мир.
Участники: Руководитель Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю С.Э. Лапа
Заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Л.Е. Дубина
Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю П.А. Пономарев
Руководитель Консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае» Е.С. Оберемок
Сделаем цифровые рынки справедливыми