На третий Забайкальский международный кинофестиваль в столицу Читы в тёплые майские дни приехали звёзды российского и мирового кинематографа, Они не только привезли свои фильмы, но и стали участниками многочисленных встреч с забайкальцами. Чита гостеприимно принимала актеров, режиссеров и прочих деятелей искусства. Среди гостей столицы Забайкалья были и наши земляки.
Дмитрий Павленко - российский актёр театра и кино. Родился в 1971 году в посёлке Солонечный Газ-Заводского района Читинской области. Окончил среднюю школу №38 г. Читы. В 1989 году поступил в высшее театральное училище им. М.С. Щепкина на курс к В.А. Сафронову. С 1993 года - актёр Московского театра имени М.Н. Ермоловой. Сыграл более чем в 50 фильмах и в 30 спектаклях.
Фрагмент из фильма "Чистые ключи"
Журналистка: Я бы хотела взять у вас интервью.
Рокер ( Павленко): — Я не даю интервью. Я презираю журналистов и вообще людей!
В действительности Дмитрий Павленко, актёр театра им. Ермоловой, к журналистам относится вполне лояльно. А для людей он работает, в этом — смысл его профессии - радовать зрителя.
Дмитрий, здравствуйте! Рада приветствовать вас в нашем городе! Вы впервые приехали в Забайкалье, на свою родину, в новом качестве — как актер, на третий Забайкальский международный кинофестиваль. Какие чувства испытываете?
- Сложно сформулировать. Качество необычное, для меня это большая радость. Радость от встречи с земляками.
Дмитрий, когда вы собирались в Читу, как решали, что покажете землякам?
- Мне позвонили заранее. Попросили номер. Хотели что-то необычное. Я выбрал Вертинского "Танго магнолии" под ансамбль народных инструментов им. Будашкина. Сергей Колядин — мой одноклассник. Получилось, мне кажется, симпатично. С Сережей мы встретились за день до выступления, с его замечательным ансамблем. И я пока не спел, конечно, не спал. Ложился спать, а песня звучала.
Как начинался ваш творческий путь? Как получилось, что мальчик из Забайкалья оказался в Москве и стал актером?
- Я изначально не хотел стать артистом, было страшно: это болезнь - быть артистом. Того, что артисты не живут своей жизнью, и большое количество текста, который произносит актёр - это казалось невероятным, мучительным, сложным. Хотя мы с мамой ходили в детстве в ДК машзавода и смотрели фильмы Тарковского, Феллини, Бергмана, которые не шли в тот момент на экранах. Зародилась идея попробовать себя в режиссуре. Когда я не поступил в Иркутский университет, вернулся домой, мама сказала - иди в культпросветучилище и слава Богу! У меня были хорошие педагоги - Татьяна Ивановна Чумакова и Марина Владимировна Скрябина, они меня в правильном русле развивали. И однажды Чумакова сказала: " Дима, попробуй поступить в театральный вуз на актерское мастерство". Я стал готовиться. МЫ сделали с ней огромный репертуар - проза, басни, стихи.
Дмитрий, а сложно ли было поступить в театральное училище?
- Конечно, если бы не мои родители, это сделать было бы сложно - я дважды выезжал в Москву — дорогое удовольствие. Сначала шок от поступления - я на 12 килограммов похудел, усох от нервного стресса и потрясений. Когда я на конкурс пришел, прочитал стихи, мне говорят "Вы хорошо двигаетесь, говорят, покажите, пожалуйста". И я, закрыв глаза, стал импровизировать. "Ладно, не будем вас мучить". Я подумал, что мое поступление на этом закончилось, но на следующий день увидел себя в списках!
И как потом, мысли насчет того, что приходится жить чужой жизнью не посещали?
- Они всегда посещают. Актерская профессия — это все равно чужие жизни, разные образы, которые ты на себя примеряешь. Но в этом есть положительное — проходишь сквозь это, как нож сквозь масло, и получаешь хороший опыт.
В этом году уже 20 лет, как я в театре. После института вдруг оказывается, что ты никому не нужен. Оказывается, что во всех театрах полно артистов, много вузов, которые готовят артистов. У Вахтанговского есть Щука, у Малого — Щепка, выпускаются каждый год. Я сначала попал в "Сферу", мне показалось, что все хорошо складывалось - снимался в "Азбуке любви".
Потом показ в Ермоловском театре, причем показывал со свом другом Дмитрием Орловским. Я объявил: "Сейчас — отрывок "Калигула". Режиссер Левинский заметил, что это интересно. Удачно прошел наш отрывок. На тот момент в театре шел "Калигула", нашумевший и модный. Я понравился, потом меня узнал Андрей Максимов, он ставил "Борис Годунов". Он ведущий канала "Культура" и "Времечко". Так я попал в театр Еромоловой. Позвонил, сказали, что моего друга не взяли, а меня. В то время был Фокин, он, к сожалению, уже уходил. Театр был разделен на две группы - одна - Международный центр им. Ермоловой, куда я попал, другая - театр им. Ермоловой. Познакомился с Левинским, потрясающим режиссёром, который меня как артиста довоспитал. В правильном ключе театральном. У меня сразу были большие роли, только в "Борисе Годунове" маленькая. В "Воспитаннице" Островского, где я играл пьяницу, который появляется в одном эпизоде, удачно его сыграл и пошло-поехало. Потом главные роли, большие - все у Левинского. Началось со "Свадьбы", потом "Мещанская свадьба" Брехта, потом был "Дон Жуан", спектакль начинается на пустой сцене, которая постепенно обрастает выгородкой, потом очертания декораций. Левинский - минималист, его любят критики, столько позитивной критики редко у кого бывает. Играл в "Женитьбе" Подколесина, один из последних спектаклей "Свадьба Кречинского" - его номинировали на "Золотую маску" по трем номинациям.
Дмитрий, в названиях спектаклей, где вы заняты, очень часто встречаются слова "свадьба", "женитьба". А ваша свадьба, какой она была? Где вы встретили свою супругу?
- Мы знакомы со студенчества. Причём, когда я увидел Наташу, она ещё не училась. Мы встретились в театре на Таганке. Я только поступил, мы пришли смотреть "Федру", и один из моих однокурсников был с Наташей в студии. Она мне сразу понравилась, что-то мимолётное. Наташа поступила в школу-студию МХАТ, а в театр Табаков её взял, когда она училась на подготовительных курсах. И мы все говорили, какие красивые девчонки. Табаков - мастер подбирать девчонок, они у него всегда красивые. А они смотрели и говорили, какие парни в Щепке. Смотрели года два. Потом познакомились на студенческой тусовке и с тех пор вместе.
Вместе играть приходится?
- Да, конечно. Тоже смешная история. Сначала играли жениха и невесту. У Левинского в студии в спектакле "Гувернер". Я соблазнял Наташу, она соблазнённая ученица была. Потом стали играть брата и сестру.
Дмитрий, а то, что вы на одной сцене с женой постоянно встречаетесь - это мешает семейным отношениям или, напротив, помогает?
- Нам не мешает. Я часто слышу вопрос удивлённый, как вы с одной женой, да ещё в одном театре, да ещё в одном спектакле. У меня проблем не возникало. И непонимания не возникало.
Вы дома дискутируете по поводу ролей?
- Однажды, возвращаясь домой, Наташа сказала: "Давай не будем дома говорить о театре". Мы пришли домой, стали ужинать, минут пять молчали, а потом стали говорить... о театре. Это не работа - это образ жизни, это то, что крутится у тебя в голове, с чем ложишься спать, с чем встаёшь. Эти роли снятся во сне. Какой-то бесконечный процесс.
Больше вам по душе играть в театре или в кино сниматься?
- Профессия одна, но вещи разные. Кино - это одно удовольствие. Театр - другое, для артиста чуть большее. Потому что артисты переживают жизнь на сцене два часа. Удовольствие получаешь от общения с материалом, партнёрами, со зрителями. А кино - это кусочки. Раз отыграл.
Скажите, а всегда ли вас устраивает качество сценариев, которые вам предлагают? Бывает, что отказывались?
- Были работы, когда отказывался.
А вы удовлетворены своей работой?
- Мы недавно этот вопрос обсуждали с партнёром по сцене Володей Зайцевым, он сказал, что только три спектакля может отметить за всю жизнь - а ему за 50 лет. Мы же понимаем, что нет предела совершенству, мы же только стремимся к нему. В театре у меня таких работ больше, а в кино по пальцам можно сосчитать. В кино какие - "Солдатский Декамерон". В целом фильм очень симпатичный. Мы с Андреем Прошкиным обсуждали - самая любимая его работа там. В Венгрии фильм был замечательный - "Бог с тобой", он был фестивальным. Удовольствие от работы с материалом он оставил. "Азбука любви", "Елена" Звягинцева. Там роль была небольшая. Мы сделали семь дублей. Андрей все время мне говорил, что мол, не из-за тебя. Он бесконечно передвигал камеру, менял кадр. И вдруг что-то призошло, такой звук лопнувшей струны. Андрей спросил - "Ты почувствовал?" "Да!" Это на тактильном уровне, на уровне тонких энергетических ощущений.
А история там была — умер человек, я приехал освидетельствовать смерть, должен был написать диагноз настоящей медицинской терминологией, а текст мне дали на площадке. Я его должен был быстро написать, держать его при этом в голове и писать медицинским почерком, чтобы никто не понимал, что я пишу. И общаться с партнершей моей замечательной — Надей Маркиной.
Расскажите, какие ваши любимые роли?
- Из последних работ - "Карамель" - там замечательная партнерша, тоже сибирячка Оля Тумайкина. Много радости от работы было в этом сериале.
Летом прошлым снимался в фильме "Контуженный" - говорят, он по-другому будет называться. "Свободное плавание" с Машей Берсеневой. Я мечтаю заняться театральной режиссурой, у меня есть идеи, которые я бы хотел осуществить, надеюсь, это получится.
А роли есть, которые хотелось бы сыграть?
- Есть, конечно, такие роли. Типа, я бы хотел сыграть Гамлета. Но время прошло. У нас в этом году ставят его, когда я узнал, даже занервничал. Был приглашен молодой артист, мальчик. Моя жена смеялась и говорила: "В зеркало посмотри, какой ты Гамлет, в лучшем случае — Клавдий". Наверное, она права. Когда я был студент, Гамлета доверяли очень взрослым, состоявшимся артистам, а сейчас я подошел к некоему возрасту, мастерству актерскому, но все как-то изменилось. Молодым дают, чтобы возраст совпадал, это наверное, правильно.
А вы сами общаетесь с молодыми?
- Два года назад я преподавал в ГИТИСЕ, меня пригласил молй приятель, преподавал у Владимира Фокина, пригласил Григорий Лифанов. Это большое удовольствие. Я год отработал бесплатно. С другой стороны — большая занятость по времени. Когда ты входишь в это состояние преподавательское, ты зажигаешься. Я поймал себя на мысли, что не уставал.
Наверное, есть, что сказать?
- Я подозреваю, что это как компьютерные игры - погрузишься в атмосферу и сутками сидишь. Режиссура - это такая же область.
Расскажите, пожалуйста, немного о своей семье.
- Я родился в творческой семье. Мама - режиссёр "ГТРК Чита" Надежда Павленко, у нее своя программа "Московский тракт", замечательные фильмы снимают об истории Забайкалья, о природе. У неё большое количество всевозможных призов, выезды на фестивали, она - мастер своего дела, и я ей бесконечно удивляюсь. Как много она знает и находит интересного материала для зрителя. Мне кажется, за документальным кино - большое будущее, потому что зритель устал от дурной продукции телевидения - ток-шоу, безумные сериалы, страшилки. Я когда спрашиваю людей, что они смотрят, они отвечают, что документальные фильмы о природе Би-БИ-СИ. Слава Богу, появляется российское документальное кино, но его очень мало на экранах, западной продукции намного больше, чем российской.
Папа у меня замечательный учёный, доктор геолого-минералогических наук, профессор, преподаватель, делится со студентами своими знаниями, пишет книги научные, трактаты по геологии. Папа с детства увлечён музыкой - это удивительно, как в человеке сочетаются разные вещи - геология, музыка, стихи. А сестра Лена - она тоже творческий, начитанный человек, постоянно учится, всю жизнь учится. Вся семья такая.
А в Москве - жена - актриса, дочь - учится в балетном училище. Есть замечательное заведение МГАХ - Московская государственная академия хореографии. У Полины очень сложная жизнь. Она постоянно занимается, у неё нет такого детства, как у других детей, когда есть свободное время, которое можно потратить на что-то. Полина была чуть обделена, но с другой стороны, когда она поступила в училище, мы это обсуждали с М. Борисовым - это известный ведущий режиссёр, актёр, он очень хорошую фразу сказал: "А что потом она с этим детством делать будет?" Это абсолютно точно, потому что сейчас Полине 15 лет, она из школы переходит в училище, отлично сдаёт экзамены за пятый балетный класс по мастерству хореографии. Первые шаги, первые успехи. Я считаю, что у неё правильная судьба, она - большая фанатка своего дела. У нас с утра до вечера балет.
А вы можете поделиться своими творческими планами?
- Когда-то в молодости много рассказывал, и они не сбывались. Я не буду — скажешь, а оно раз — и улетело.
Дмитрий, фестиваль такого уровня — сложное дело? Я имею в виду организацию? Хотели бы сказать особо о ком-то из организаторов?
- О, это на самом деле удивительные люди, которые собрались и своим энтузиазмом сделали такой замечательный фестиваль. Шкулев, Грешилов, Михайлов и другая компания землячества — все замечательные мужики, люди, которые на пустом месте все придумали.
А как вас встретили?
- Поражён ещё теми людьми которые нас принимали, встречали. Правильно Хотиненко сказал, что таких волонтёров нет нигде в мире.
А забайкальцы, на ваш взгляд, чем отличаются?
- Выясняется, что более душевные.
Вы же сами отсюда родом. Есть ли у вас чувство гордости, когда вы ощутили такой теплый прием?
- Я постоянно ощущаю гордость за свой край, даже если бы я не был на фестивале. Это очень трогательно, очень радушно, все актеры говорили, что такого приема, как в Забайкалье, не встречали нигде. Только можно восхититься и порадоваться за родную Читу и Забайкалье. Можно пожелать только благосостояния — чтобы люди могли пользоваться тем, что есть вокруг, природой. Не губили ее, сохраняли историю, традиции и любили друг друга, искали гармонию в жизни и радости.
Дмитрий, большое спасибо вам за беседу, ждём ещё в гости!
- Спасибо!
В передаче использованы фрагменты из фильмов и спектаклей: "Чистые ключи", "Бог с Тобой", "Солдатский Декамерон","Азбука любви", "Солдаты", "Последний бой майора Пугачева", "Карамель", "Нанолюбовь", "Свадьба", "Елена", "Свадьбу Кречинского", "Женитьба".
Марина Мисютина , Надежда Павленко