Встречи на хакасской земле
В Хакасии завершен 15-й форум сибирской прессы. На конкурс журналистского мастерства было прислано более тысячи работ из разных регионов Сибири. Обладателем «Гран-при», звания «Журналист Сибири» стала читинка Нина Коледнева.
По следу счастья
Путь в Хакасию, где проходил 15-й фестиваль посланцев сибирской журналистики, из Забайкалья не близкий. Три пересадки. Это по жаре под плюс сорок градусов! А в вагонах поезда духота, на вокзалах – суета и пища в кафе-забегаловках по цене ресторанной. «Зачем это мне всё?» – не раз задавала себе вопрос. До нашей местной забайкальской достопримечательности, озера Арахлей, всего час езды на хорошей машине. До Абакана же четвертые сутки в пути…
Но когда микроавтобус с журналистами выехал на трассу, виляющую меж горных утесов с одной стороны и Енисеем – с другой, внутренний критик замолчал. Было раннее утро. Ночью прошел дождь, и туман клубился на вершинах гор. Начал стекаться. Принял форму кольцеобразного огромного червя и по утесам и распадкам пополз, заскользил вниз к Енисею. Накрыл реку своим молочным телом.
— Танды Уул искупнуться решил, - обмолвился водитель нашего микрика. И, заметив обращенные к нему с немым вопросом глаза пассажиров, пояснил: - Жители Хакасии, как древние язычники, по-прежнему верят в духов гор. Есть возможность, встречают рассвет на горе и приветствуют утреннего дракона Танды Уула. Сейчас как раз его время. Вон, водицу пьет.
Приехали! Нас поселили в поселке энергетиков Черемушки, неподалеку от Саяно-Шушенской ГЭС. И мы попали, как на машине времени, в… советские времена. В городке, где живут энергетики, лес не вырублен, сосны, березы и лиственницы приветливо машут ветвями, заглядывают прямо в лоджии и окна жилых домов. Дом культуры энергетиков, скорее, дворец… не разрушен, и культурная жизнь бьет в нем ключом. В Черемушках – без каникул в летнее время! – открыт бассейн с нехлорированной водой. За самочувствием пловцов на водных дорожках неусыпно следят медработники. А на дорожках можно пересечься и со спортсменами, и с любителями: подростками и старыми людьми, жителями «Чириков», так на местном молодежном слэнге называется городок энергетиков. Больше по душе тренажеры? Платить не надо. Установлены во дворе жилых домов. Пользуйся на здоровье.
Всё у нас хорошо, соглашались чириковцы. Вот только в последние годы молодежи и людям среднего возраста работать негде. Вынуждены выезжать вахтовым методом в другие города России, где налажена переработка цветных металлов. Сколько семей из-за этого разбито. Расстояния и долгие разлуки, увы, не сближают.
Нам в Забайкалье это знакомо, и уже не о вахтах речь, о массовом исходе молодежи в другие края. Жители Хакасии в последние годы стремятся найти хозяйственную нишу у себя в республике. Возможности есть. К примеру, можно заняться разведением пчел – в лугах разнотравье, мёд получается на славу. И медовуха, напиток такой, тоже отменный. Нас им угощали на сельскохозяйственной ярмарке хакасские пчеловоды. А ещё угощали сырами своего производства. Я насчитала более десятка сортов. Особенно мне по вкусу пришелся местный «Бондаревский», его закусывают клубникой. Можно записаться в «рыбные акушеры»: в Хакасии в рыбопитомниках разводят форель - царскую рыбу, которая всё больше пользуется спросом не только в республике, но и по всей стране. Или взяться разводить овец.
Разговорилась с молодым фермером Александром: он только что вернулся из Читы, где в пригороде проходила выставка племенных овец, и овцеводы Сибири обменивались опытом и секретами выращивания тонкорунных овечек и мясных баранов. Александр считает, что китайские овцеводы сейчас дают фору всему животноводческому миру. Россияне порядком отстают, надо нагонять. Сам он для приобретения опыта побывал в Забайкалье, кстати, занял по разным номинациям два первых места, до этого посетил Австралию. Начинающий фермер попутно держит салон сотовой связи, это дает ему начальные средства для занятий овцеводством (пока отрасль затратная). «Работа на земле, с животными для меня… как возвращение домой», — признается Александр.
Врезалось в память посещение села Бондарево. Кстати, в пятидневной программе нашего форума не было этого пункта: мы планировали посетить этнографический музей под открытым небом Усть-Сос. Но поселок – на пути следования, и переселенцы из Воронежской губернии, а их предки когда-то основали селение, настояли на нашем визите. Спасибо им! Потомки воронежцев оказались на редкость гостеприимными людьми. Женщины встречали нас в русских сарафанах и кокошниках, угощали… да-да!.. медовухой, местными сырами, пирогами с черемухой и черемшой, поили чаем на травах. А после познакомили с местными мужчинами-мастерами, плетущими не только корзины, но и короба, на которых летом (на телегах) их земляки-односельчане возят сено, зимою (на санях) дрова. Напоследок предложили освежиться колодезной водой. Загрузили в короба, и прокатили по деревне со свистом.
Времени было в обрез, об истории своего села поведать не успели. Картину дополнила (на странице фейсбука) хакасская поэтесса Наталья Ахпашева: «Расспросила друзей (журналистов), куда их у нас возили. Возили, помимо прочего, в Бондарево. Встретили хлебом-солью, показали «какой-то памятник». Но экскурсовод был, если был, явно не в ударе. И я не отпустила своих гостей, пока сама коротенько не рассказала, в связи с чем деревня, бывшая Иудино, переименована в Бондарево. О том, кто такой и чем знаменит Тимофей Бондарев и какое влияние, по собственному признанию Льва Толстого, оказал на него крестьянский философ из Хакасии. Об их переписке. О том, что великий российский писатель способствовал изданию бондаревского «Торжества земледельца» в России и за рубежом. Кстати, ключевая идея произведения Бондарева в том, что обязательное условие праведности человека – в поте лица добывать свой хлеб… Нынче, между прочим, нас (Хакасию) и праправнук Льва Толстого посетил: он сейчас в советниках у Путина. Интересно, он, праправнук писателя, про Бондарева наслышан? В селе Казановка, знаю, советник побывал. А по-человечески было бы славно, если бы ещё и в Бондарево заглянул».
Ну а мы, сибирские журналисты, следуя намеченному маршруту, попали, наконец, в Усть-Сос, этнографический музей под открытым небом, где стали участниками камлания шамана. Шестидесятидвухлетний кам, проведя ритуал, согласился ответить на вопросы репортеров. Многих интересовало, когда он понял, что его предназначение – камлать? Шаман из селения Шурышево ответил загадочно. Знал о своем предназначении давно, с детства. Родители прятали от духов, увезли в другой район. Да духи его всё равно отыскали.
Какие способы лечения использует? «Способов специальных нет, есть бубен», - сказал, как отрезал, кам. На вопрос, что ждет Россию в будущем, отшутился, что об этом наверняка знают только двое: Путин и Господь Бог. А вот о дальнейшей карьере своих необычных гостей отозвался так:
— Кто-то из вас в ближайшем будущем попадет под сокращение, часть изменят профессию. Некоторые подымутся в своем деле.
Валерий Николаевич, шаман, поделился, что в мирской, то есть обычной жизни, он – художник, его скульптуры - штучный товар, расходятся по разным странам мира. Дар художника пригодился ему в миссии целителя. Шаманский костюм сам изготовил. По своим эскизам. Пригодилось и знание анатомии (этот предмет был обязательным в программе студентов художественного училища). В сновидениях его порой посещают чудовища. Шаман невольно начинает вычислять пропорции тел чудищ, разглядывать, изучать их анатомическое строение… То есть (это мое предположение) приручать их.
Но времени на беседу – в обрез. Директор музея «Усть-Сос» Татьяна Тюкпеева приглашает нас подняться в горы. Посмотреть писаницы первобытных людей. Подышать горным воздухом. А воздух там, на высоте, удивительный: напоен запахом чабреца, мяты и дикого лука-мангира.
В горах нельзя спешить, предупредила Тюкпеева. Сюда лучше подниматься одному. В тишине и одиночестве нередко приходят озарения.
Продолжение в следующем номере