Поезда-самолёты страны, «которой нет»

Корреспондент «Земли» побывала в Москве на III съезде железнодорожников Столица, как сказочная принцесса, сияла триллионами гирлянд, пестрела новогодними ярмарками, кутала макушки нарядных ёлок в ранние сумерки. Но дело прежде всего – 29 ноября в выставочном комплексе «Гостиный двор», похожем на громадный вокзал, три тысячи железнодорожников, руководители смежных отраслей, федеральных структур, губернаторы, бизнесмены обсуждали проблемы и перспективы железнодорожного транспорта, подводили итоги 180 лет «поездного пути». Было что послушать и что спросить. Зачем звали
    По сложившейся традиции, за день до съезда руководители компании встречаются с представителями «четвёртой власти» из регионов. Обозначают маяки развития, отвечают на вопросы. Их немало. О состоянии вокзальных комплексов (где-то ждут ремонта, где-то не могут дождаться его конца, где-то беспокоятся о сохранении исторического облика вокзала), о проблемах в сфере пригородных перевозок (для Забайкалья больной и острый вопрос), о слухах о слиянии дорог и многом-многом другом.      Железная дорога – этакий бизнес при государе – структура особого рода. С одной стороны, давно встала на коммерческие рельсы, с другой – продолжает оставаться стратегическим звеном равновесия Федерации, питает бюджеты регионов, даёт неплохие социальные гарантии своим работникам. С ней связывают личное благополучие тысячи забайкальцев, а закрытие или сокращение железнодорожных организаций, отмена остановок поездов, даже ликвидация билетных касс способны подрубить «сваи» населённого пункта.      Поэтому микрофон едва не рвали из рук: редкая возможность получить ответы из первых уст.      Спасибо спикерам – директору по пассажирским перевозкам ОАО «РЖД» Дмитрию Пегову, начальнику дирекции железнодорожных вокзалов Виталию Вотолевскому, начальнику Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом Алексею Белянкину – за разговор, что называется, по делу. Без начальственной снисходительности. С отличной осведомлённостью во всех закоулках подведомственных сфер.        О чём рассказали
    Неустанно твердя о невыгодности пассажирских перевозок, дорога делает особый акцент на развитии сервиса до мирового уровня именно для пассажира. Ведь «остаются те, кто любят именно поезда, и те, кто боятся самолётов». Объём перевозок в дальнем следовании планируют увеличить с 2017 до 2025 года на 21%. Жёсткая конкуренция стимулирует. На слайдах, иллюстрирующих доклады, мелькают зазывно скоростные поезда, понятия «цифровизация клиентского пути», «сбалансированный вокзал»... Последнее включает в себя наличие IT-технологий (зарядные станции, Wi-Fi), проведение на территории вокзалов исторических экскурсий и даже музыкальных фестивалей, интеграцию с общественным транспортом, развитие безбарьерной среды, и это не просто пандусы, поручни, окошко билетной кассы, удобное для колясочника, но и мнемосхемы, индукционные петли.      Всё это уже во многом сбылось. Особенно прогресс коснулся крупных городов и центра России. Из Москвы в Казань, Воронеж, Санкт-Петербург, из Ростова-на-Дону в Адлер можно прокатиться с ветерком в двухэтажном вагоне. Душ в поезде вышел из разряда утопий. Большие игровые комнаты для детей включены в составы воронежского направления. И вообще, «Сапсаны», «Ласточки», «Стрижи», «Аллегро» ускоряют тамошний ритм жизни до 200 и выше км/ч.      Периферия тянется за «локомотивом», но пока подобно пассажиру из окна последнего вагона, на изломе пути заглядывающему с любопытством на голову состава. Не секрет, что на небольших станциях нашего края, и не только нашего, предел мечтаний – не бесплатный интернет, а тёплый туалет... Пассажирские платформы низки, коротки. Виадуков нет. Безбарьерная среда, одним словом!     То же касается амбициозного проекта «Евразия» – строительства высокоскоростной магистрали, которая может прошить континент к началу 30-х годов. Стрелами со скоростью 400 километров в час полетят поезда по безбалластному пути, который не требует такого затратного и трудоёмкого обслуживания, как обычный, привычный. В двух днях пути окажутся Берлин и Пекин, скоропортящиеся грузы и нетерпеливые пассажиры. А нам, признаться, за счастье – добраться из Читы до Хилка за пять часов в разгар путеремонтной кампании…      Между тем, значение проекта для экономического развития страны, регионов, по которым пройдёт магистраль, и международных связей сравнивают с революционной ролью Транссиба в начале прошлого столетия. Типы перевозок, которые будут по ней осуществляться: межрегиональное метро, «отель на колёсах» (со скоростью 200 км/ч), специальный грузовой подвижной состав, высокоскоростные поезда.     Свыкнувшись с мыслью, что все стройки века принадлежат веку прошедшему (советскому), с прожектом мы знакомились с радостным недоверием. Хотя причин сомневаться, в принципе, нет: скоростные магистрали уже «сбываются», правда, пока очень далеко. Понятно, что шквал вопрос журналистов из регионов главному «по скоростям» свёлся к двум основным: будет ли у нас и когда? А ответ по Забайкальскому краю – к формулировке: «Возможно. Когда-нибудь». После этого в рядах нашей делегации повисло почти осязаемое разочарование: высокоскоростная магистраль приносит в регионы, по которым проходит, бум экономического развития. Но у нас есть Транссиб, его роли в свете инновационных перспектив, к счастью, никто не умаляет. Как и роль Забайкальской железной дороги, по которой идут составы с углём, лесом и прочими грузами, которые высокоскоростная магистраль на себя не возьмёт.       «Ласточка» ты моя!
    Прикоснуться к поездам будущего (настоящего для Петербурга, Казани, Москвы) прессе тоже позволили – пригласили на экскурсию в одно из самых современных моторвагонных депо страны – «Подмосковное» и в поездку по Московскому центральному кольцу на скоростной «Ласточке». Всё передовое, что можно было собрать, по словам экскурсоводов, в этом депо представлено. Оно не только цветное, чистое, просторное и «блестит». Главное, что работающие здесь люди максимально обезопасены – не пострадают от высокого напряжения на крыше вагона и т.д.     Почему именно «Ласточки» кружат вокруг Москвы? Это инициатива города (и финансовое обеспечение, соответственно, тоже). Если, размечтавшись, спроецировать московские реалии на столицу нашего края, то до КСК из центра города читинцы добирались бы за 3–5 минут. Если б не «бы» досадное!     Однако заглядывали современные составы с «самолётными» рядами сидений и в Забайкальский край. Помните курсировавший короткое время скоростной поезд Чита – Улан-Удэ? Одна из претензий железнодорожников к пассажирам тогда касалась вандализма. Грешили этим и москвичи, но перевоспитались быстро – несколько рейдов людей в форме, и пассажиры быстро научились культурно пользоваться туалетами. Ломать и отламывать, царапать на стенках вагонов «здесь был Вася» в голову никому не приходит. Чудеса!       А мы президента видели
    День съезда в насыщенности впечатлений предшественнику не уступал. В нём приняли участие не только руководители железнодорожной отрасли (Олег Белозёров, Аркадий Дворкович), но и федеральных органов власти, субъектов Федерации, ведущие социологи, бизнесмены. Вопреки ожиданиям, слушать доклады было интересно – корпоративный дух, видимо, таки захватил. Впечатлило выступление нового губернатора Пермского края, видящего в железной дороге тот самый мощный локомотив региональной экономики. Удивило количество международных проектов в железнодорожной отрасли, и, судя по принятой резолюции и планам на следующие восемь лет, их только прибавится.      Не забыли б на высоких скоростях развития о скромных станциях отдалённых регионов…     Перед пленарным заседанием повисла напряжённая пауза. Тут и там «выросли» вдруг статичные фигуры товарищей в штатском. Громко объявленный, быстро и просто зашёл президент России. Коротко выступил, поблагодарил железнодорожников за работу.      «Ну вот, президента увидели. Ещё б Билана на Красной площади повстречать!» – шутили в журналистских рядах. Билана не видели – врать не буду.            P.S. В целом, от поездки осталось впечатление Зазеркалья. Все эти поезда-самолёты, которые до нас не «долетят». Миллионы футбольных болельщиков, которые скоро помчатся к скандирующим стадионам. Центральные магазины, некоторые из которых честно названы «Магазин-галерея», потому что такие цены не укладываются ни в  кошельки, ни в сознание. Москвичи, бегущие с посинелыми от холода щиколотками (в моде подвёрнутые штанины). И вся новогодняя, блестящая, завернувшая нынче миллиарды в праздничное убранство, столица Родины, на которую, как в подтаянное монеткой окошечко в стекле, глядит из темноты и холода не только остальная Россия, но и большинство москвичей – тех, которые из «простых смертных».     В районе Государственной Думы есть ресторан. Название – золотом по мрамору – «Страна которой нет». Без запятой. Местные филологи воюют за пунктуацию, но у элиты  пунктуация своя. Как и страна, в какой-то мере.      А так хочется верить, что «последние вагоны» побегут вровень с локомотивами.           Елена Сластина
«Отмена плацкарта – абсурд»     Никакой темы отмены перевозок в плацкартных вагонах, по словам руководителей Федеральной пассажирской компании, нет и не было. «Откуда она вообще возникла?» – недоумевали они вопросам из зала. Более того, в 2017 году закупили 425 новых плацкартных вагонов, в 2018 году закупят ещё 676.      Возможно, рождению тревожных слухов послужила информация, что ФПК вела речь о повышении сервиса («всё-таки мы понимаем, что такое плацкартный вагон: 54 человека едут в таких условиях...»), поэтому, например, стоимость верхних полок купе стала сопоставима со стоимостью места в плацкартном вагоне.
Кричат болельщики: «Гол!»     Возможно, именно на съезде для многих представилось с очевидностью: можно сколько угодно спорить о нужности многомиллиардных вложений в чемпионат мира по футболу (эту тему поднимали на съезде), но, «ввязавшись в драку», страна несёт громадную ответственность, в первую очередь, за жизнь и здоровье людей. Большая часть этой ответственности ложится на плечи с погонами РЖД. На 18 вокзалах подготовительные работы завершены, на 13 завершатся в марте. Кроме безопасности, нужно обеспечить бесплатный провоз болельщиков между 11 городами-участниками.      Ещё сердце несколько успокоили журналисты из Самары: от предстоящего чемпионата их городу «перепало» по части капитального ремонта дорог и благоустройства вообще. «Строят, конечно, гастарбайтеры», –  не особо уповают они на качество, но, по крайней мере, видно, куда «зарыта» часть вложений, ставших притчей во языцех».
Туманно об объединении     Слухи о том, что ЗабЖД планируют передать Восточно-Сибирской железной дороге, первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин не очернил и не обелил. На вопрос ответил пространно: «Что касается объединения дорог, то это общая система управления, а не только Забайкальской дороги, и в рамках общей системы управления будет приниматься решение, раньше времени не беспокойтесь. Меньше пишите на эту тему. Чем больше вы будете писать «объединять или нет», тем больше вы будете возбуждать общественное мнение, ненужные переговоры и разговоры на эту тему».     Обнадёжил в одном: «Забайкальская – один из ответственных участков Транссиба с самым большим грузооборотом, поэтому этот полигон важен не только сегодня, его роль возрастёт в будущем, в связи с увеличением объёмов перевозки грузов на восток. Дорога требует реконструкции, и вы знаете, в последнее время большие средства вкладываются в увеличение скоростей, в повышение надёжности. Считаем, что эти задачи будут решены в ближайшее время».
Из новенького     Любопытную услугу продумывают сейчас железнодорожники: перевозить детей от 10 до 16 лет без сопровождения взрослых (сейчас школяра на каникулы одного к бабушкам в деревню не отправить). Если проект утвердят, то ребёнок сможет поехать под контролем начальника поезда и проводника вагона на специально выделенном месте.      Домашним питомцам подобное тоже будет предложено. Шарики и Мурзики будут путешествовать в качестве грузобагажа на особых условиях в пассажирском поезде дальнего следования. К домашним комнатным прирученным животным, достойным, по мнению ФПК, чести ездить без сопровождения, относятся: собаки, кошки, птицы, хомяки, морские свинки, кролики, черепахи. Следить за поездным зоопарком придётся проводникам.
По пригороду в «двоечниках»     По части долгов по пригородным железнодорожным перевозкам Забайкалье по-прежнему в отстающих учениках. Облегчить нагрузку на региональные бюджеты призван льготный коэффициент 0,01 на услуги инфраструктуры (установлен до конца 2030-го). НДС на перевозку пассажиров ж/д транспортом в пригородном сообщении исчисляется по ставке 0%. РЖД из федерального бюджета получает субсидии, возмещающие потери.      Подвижной состав и ремонтные мощности, напомнил Алексей Юрьевич Белянкин, могут принадлежать как РЖД, так и перевозчикам, субъекту Федерации и «иным владельцам». Пригородные пассажирские перевозки на территории 72-х  регионов осуществляют 25  компаний-перевозчиков (созданы при участии РЖД), 26 субъектов РФ и частные инвесторы. Ещё в дерегулируемом сегменте перевозки осуществляет ООО «Аэроэкспресс».     В ноябре, согласовав решение с правительством России, ОАО «РЖД» прекратило участие в самой крупной пригородной компании – ОАО «Центральная ППК»: акции были проданы. По итогам года ожидаемые выпадающие доходы пригородных компаний (без учёта ЦППК) оцениваются в размере 11,9 млрд рублей. В бюджетах субъектов Федерации предусмотрены субсидии на компенсацию потерь в доходах по пригородным перевозкам в размере 9,8 млн рублей, или 82% от необходимой суммы.     Ожидаемые субсидии по итогам 2017 года оцениваются на уровне 10,8 млрд рублей с учётом проведённой работы с регионами и принятыми тарифными решениями.     Конкретно по нашему региону «поиск решений продолжается».
 
По теме
Уважаемые шилкинцы! Постановлением губернатора Забайкальского края от 26 марта 2024 года № 29 «Об установлении на территориях муниципальных районов,
В причинах пожара, где погиб ребенок, еще предстоит разобраться После относительного затишья в феврале в марте тема пожарной опасности в районе снова вышла на первый план.
Следователи второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СК России по Забайкальскому краю завершили расследование уголовного дела в отношении заместителя директора муниципального бюджетного у
📌Причины возникновения пожаров тривиальны –чаще всего это человеческая безответственность, помноженная на штормовой ветер.
В целях подготовки к пожароопасному сезону 2024 года для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с природными и техногенными пожарами,
В дежурную часть МО МВД России ««Петровск-Забайкальский»» поступило заявление от 37-летнего жителя села Малета о том, что неизвестный угнал автомашину «Тойота Марк 2».
В причинах пожара, где погиб ребенок, еще предстоит разобраться После относительного затишья в феврале в марте тема пожарной опасности в районе снова вышла на первый план.
Газета Шилкинская правда
В Краевой клинической больнице проведено обучение для ответственных за противопожарную безопасность - ГУЗ ККБ Первый заместитель председателя Всероссийского добровольного пожарного общества по Забайкальскому краю Евгений Вологдин рассказал руководителям структурных подразделений о требованиях российского законодательства в отнош
ГУЗ ККБ
Заболевания сетчатки и зрительного нерва могут привести к потере зрения - ГУЗ ККБ К ним относятся: глаукома, диабетическая ретинопатия, макулярная дегенерация, дистрофии сетчатки, злокачественные и доброкачественные новообразования в структурах глаза, тромбы коронарных артерий или центральной вены глаза,
ГУЗ ККБ
Врач-кардиолог ответит на вопросы забайкальцев о заболеваниях сердца в ходе горячей линии «Позвоните доктору» - Министерство здравоохранения Горячая линия «Позвоните доктору» пройдет 29 марта с 14.00 до 15.00. Врач-кардиолог краевой клинической больницы Алексей Пронин ответит на вопросы забайкальцев о профилактике, диагностике, лечении заболеваний сердца,
Министерство здравоохранения
20 апреля в 17:00  в рамках Забайкальского конкурса-фестиваля патриотической песни имени Иосифа Кобзона «Позывной - Победа!» пройдет концерт Заслуженной артистки России, популярной исполнительницы Юты - Забайкальская краевая филармония 20 апреля в 17:00 на сцене краевого драматического театра им. Н.А. Березина в рамках Забайкальского конкурса-фестиваля патриотической песни имени Иосифа Кобзона «Позывной - Победа!» пройдет концерт Заслуженной артистки России,
Забайкальская краевая филармония
Учил видеть прекрасное в обыденном - Агинская краевая библиотека 31 марта исполнилось бы 85 лет художнику, педагогу, Отличнику народного просвещения РФ, Заслуженному деятелю искусств Забайкальского края Доржи Гомбоевичу Гомбоеву.
Агинская краевая библиотека
Я приду лучом рассвета...    - Город Чита Так называется поэтический сборник Людмилы Мутовиной, презентация которого состоялась недавно в библиотеке №23 города Читы.
Город Чита