Per Aspera Ad Astra*: 40 и 1 год полёта. Часть 2

*Per Aspera Ad Astra (лат.) – Через тернии к звёздам Зритель свыкается с мыслью, что космические «блокбастеры» способна снимать только мировая «фабрика грёз». Сегодня продолжаем развенчивать этот миф – в «Телемании» продолжение истории появления самого масштабного в СССР легендарного космического проекта «Через тернии к звёздам»! Земляне на «летающих тарелках»
    После утверждения литературного и режиссёрского сценариев в середине лета 1978 года на базе киностудии им. Горького и её филиала в Ялте началась технологическая подготовка к съёмкам, в том числе к созданию разномасштабных макетов звездолётов.      «Тернии» стали первым фильмом за всю историю мирового фантастического кино, где земные космонавты бороздили просторы вселенной на кораблях в форме гигантских дисков. До фильма Викторова «правом» полёта на «летающих тарелках» обладали только представители внеземных цивилизаций.       Дом из будущего
    Солнечный мир будущего XXIII века нашёлся на южном побережье Крыма, в живописном местечке, расположенном в паре километров от посёлка с романтическим названием Новый Свет. Здесь было решено разместить дом семейной династии космонавтов и биологов Лебедевых (см. фото). Необычное двухэтажное архитектурное сооружение строилось как полноценный дом: фундамент, стены, крыша. Только вместо бетона использовали недорогой асбест. Слухи о необычной «космической вилле» будущего разнеслись по всему Крыму и далее. Киношников без конца одолевали разные «состоятельные» граждане, предлагающие Викторову... продать дом.       Планета в... Средней Азии
    Ужасающие, масштабные ландшафты гибнущей в результате глобальной экологической катастрофы планеты Десса нашлись в Таджикистане, неподалёку от городка Исфара, в районе бывших и действующих нефтедобывающих и перерабатывающих заводов. Холмистая местность, искорёженная эрозией и обезображенная отходами углеводородов, имела такой жуткий вид, что не нуждалась в комбинированных съёмках. В начале апреля 1979 года начались съёмки...       В жидком космосе
    Невесомость – «ужас» режиссёров, снимающих космическую фантастику. Добиться парения человека в воздухе – одна из самых сложных задач в кино. Самым первым, кому это удалось с максимальной реалистичностью, стал легендарный Павел Клушанцев в фантастическо-научно-популярном фильме «Дорога к звёздам» (1957 г.). С разработанной советским гением особой системой подвесок актёра на фоне декораций работал и С. Кубрик в своей «Космической одиссее 2001 года». Остальные режиссёры по причине сложности этой системы предпочитали использовать в своих фильмах звездолёты с искусственной силой тяжести. Памятуя о сложных подвесных сооружениях «невесомости» и ограниченных, хотя и эффектных, возможностях, Викторов решил подойти к задаче новаторски и сделал то, чего не делал ни один режиссёр-«космист» в мире – «подвесил» космонавтов в... воде!     Для съёмок использовали готовый прыжковый бассейн гостиницы «Ялта» в одноимённом городе. На дно установили декорации разрушенной инопланетной космической станции «Гайя». Актёров и каскадёров одели в специально разработанные для съёмок скафандры с кислородными приборами, не оставляющими в воде воздушных пузырей. Научно-исследовательский институт кино создал специальные осветительные электроприборы большой мощности для работы под водой. Бассейн заполнили фильтрованной кристально чистой H2O, которая затем ещё отстаивалась в течение трёх суток.       Взрывающиеся солнца
    «Космонавты» и операторы шагнули, наконец, в гидрокосмос, и тут началось нечто весьма опасное: экспериментальные осветительные приборы, едва погрузившись под воду, начали взрываться! Один за другим. Через каждые 30 секунд. Представьте, что испытывали актёры и операторы в подводном пространстве, заполненном десятком ламп высокой «солнечной» яркости и мощности. Ситуацию спас главный оператор, находящийся на «суше»: обладающий немалой силой, он один за другим успел повыдёргивать из воды все осветительные приборы, опутанные кабелями. Но снимать гидрокосмос надо было как-то продолжать.      Далее все лампы погружались исключительно в сопровождении опытных аквалангистов. Подводники с точностью профессиональных баскетболистов, едва услышав, как осветительные приборы начинали издавать характерное шипение, откидывали лампы за долю секунды до взрыва – благодаря этому никто не пострадал. Риск стоил того – получившаяся «невесомость» поражала своей достоверностью.       Настоящий «звездолёт»
    Интерьеры звездолёта «Астра» были построены на Горьковской студии и тоже отличались необыкновенной реалистичностью и функциональностью. Иначе говоря, если бы строился подобный космический корабль в реальности, он выглядел бы именно так. Двухэтажная конструкция включала командный центр звездолёта, исследовательский и биомедицинский комплексы, пассажирские каюты, коридоры и палубы.       Клон действует
    В середине лета 1979 года съёмочная группа выехала в Крым. Наибольшая нагрузка легла на Елену Метёлкину, исполнительницу главной роли – гуманоида-клона, девушки Нийи. В одной из сцен фильма Нийя прыгает в море с двадцатиметровой высоты. Прыгала спортсменка-каскадёр, под воду на глубину в десять метров погружалась уже сама актриса с грузом более десятка килограммов.      На протяжении всех съёмок Ричард Викторов держал главную героиню фильма «в чёрном теле»: когда в перерывах все купались и загорали, не разрешал выходить из номера, чтобы не испортить «космическую» бледность. Елене не разрешалось поздно ложиться и пить на ночь много жидкости (несмотря на жару), чтобы сохранить большие глаза Нийи, поскольку в её гриме акцент делался именно на них.       Биомасса
    Наибольшие трудности на «Дессе» киношникам доставил генетический материал для выращивания клонов, смертельно опасная субстанция, поглощающая любую органику, – биомасса. Её роль «исполнили» поролон и пена из пожарных брандспойтов. В сцене, где биомасса пытается поглотить землян, в поролон залезли четыре человека в аквалангах и принимали угрожающие позы.       Тернии войны
    На фильм «Через тернии к звёздам» были выделены огромные по тем временам деньги – свыше пяти миллионов рублей (смета «обычного» фильма составляла от 200 до 250 тысяч). Но в декабре 1979 года советские войска вошли в Афганистан, и спустя несколько дней бюджет «Терний» сократили до 1,7 миллиона рублей. Из-за этого Викторову пришлось с великим сожалением расстаться с планами показать зрителю аэрокосмические транспортные флаеры, кошмарных животных-мутантов Дессы, армию главного злодея планеты карлика Туранчокса, битву с морскими чудовищами на планете Океан и прочее.      Кстати, об этих чудовищах! Художник фильма К. Загорский изобразил в эскизах таких отвратительных океанских гадин, что один их вид, даже на бумаге, вызывал ужас. «Отцу» знаменитых голливудских «чужих» – алиенов, художнику-швейцарцу Гансу Рудольфу Гигеру, было явно далеко до фантазии русского кинохудожника     Для «Терний» огромное урезание бюджета обернулось едва ли не катастрофой всего проекта. Всё вышеперечисленное пришлось безжалостно удалить. Расстроенный режиссёр с болью в душе продолжал съёмки, пытаясь с неимоверным трудом сохранить целостность картины.       Терминатор Бармалей
    В фильме действует бортовой экспедиционный робот Бармалей. Он должен был выглядеть этаким сверкающе-зеркальным гигантом- «терминатором», но из-за сокращения бюджета фильма и сроков его сдачи, а также безалаберности «робототехника» режиссёру была представлена идиотская конструкция, сваренная из… цинковых вёдер. Конструктор чудом избежал побоев. В результате Бармалей стал андроидом с пневматической оболочкой (см. фото), внутри которой «скрывался» известный советский артист Алексей Ванин (известный не только своими талантами, но и большой силой и выносливостью).       Через тернии – к триумфу
    Выстраданный Ричардом Викторовым и долгожданный зрителями «блокбастер» «Через тернии к звёздам» вышел на экраны СССР в августе 1980 года. Картина, снятая в широком формате, шла с аншлагами и в нашем «Удокане». Фильм с немыслимым для тех лет, даже в урезанном размере, бюджетом в 1,7 миллиона рублей в первый же день всесоюзного проката окупил вложенные деньги! Такое не снилось ни одному голливудскому блокбастеру. Представители мировой «фабрики грёз» оценили производство картины Викторова в астрономическую сумму – 200 миллионов долларов. В реальный бюджет фильма заокеанские продюсеры просто отказывались верить. Интересно, что если «Через тернии к звёздам» в соответствии с задумками Викторова взялись снимать бы в наше время, то картина обошлась бы примерно в полмиллиарда (!) долларов! Достойный астрономический бюджет для такого «астрономического» мегапроекта. Кинополотно о мире будущего и космических мирах, которым Земля протянула руку помощи, ещё до начала проката в СССР раскупили десятки стран, в том числе и США.           Сергей Балахнин
 
По теме
Первая экспедиция на Марс была предпринята русскими. Первую высадку на Луну осуществили советские космонавты.
Забайкальский край является одним из пяти регионов Дальневосточного Федерального округа, где установлены ежемесячные выплаты гражданам, родившимся в довоенный период и в годы Великой Отечественной войны.
Н.В. Гоголь - гениальный мастер поэтического слова. Он создал великие произведения, покоряющие глубиной и правдивостью своих образов, силой творческого обобщения жизни, художественным совершенством.
Сотрудники Агинской краевой библиотеки им.Ц. Жамцарано создали аудио версию рассказов из книги Арсалана Жамбалона «Илалтын замаар…».
Министерством финансов Забайкальского края осуществлено финансирование расходов на капитальный ремонт Борзинского районного краеведческого музея в сумме 3,0 млн.
В Краевой клинической больнице проведено обучение для ответственных за противопожарную безопасность - ГУЗ ККБ Первый заместитель председателя Всероссийского добровольного пожарного общества по Забайкальскому краю Евгений Вологдин рассказал руководителям структурных подразделений о требованиях российского законодательства в отнош
ГУЗ ККБ
Заболевания сетчатки и зрительного нерва могут привести к потере зрения - ГУЗ ККБ К ним относятся: глаукома, диабетическая ретинопатия, макулярная дегенерация, дистрофии сетчатки, злокачественные и доброкачественные новообразования в структурах глаза, тромбы коронарных артерий или центральной вены глаза,
ГУЗ ККБ
Врач-кардиолог ответит на вопросы забайкальцев о заболеваниях сердца в ходе горячей линии «Позвоните доктору» - Министерство здравоохранения Горячая линия «Позвоните доктору» пройдет 29 марта с 14.00 до 15.00. Врач-кардиолог краевой клинической больницы Алексей Пронин ответит на вопросы забайкальцев о профилактике, диагностике, лечении заболеваний сердца,
Министерство здравоохранения
Учил видеть прекрасное в обыденном - Агинская краевая библиотека 31 марта исполнилось бы 85 лет художнику, педагогу, Отличнику народного просвещения РФ, Заслуженному деятелю искусств Забайкальского края Доржи Гомбоевичу Гомбоеву.
Агинская краевая библиотека
Я приду лучом рассвета...    - Город Чита Так называется поэтический сборник Людмилы Мутовиной, презентация которого состоялась недавно в библиотеке №23 города Читы.
Город Чита
Книжная выставка «Читаем Граубина вместе» - Агинская краевая библиотека Краеведческая литература — это особая литература в фондах библиотек, благодаря которой можно узнать историю, познакомиться с писателями и поэтами своего края, своей малой родины.
Агинская краевая библиотека