На первый взгляд может показаться, что после нескольких лет жизни края на несбалансированном финансовом обеспечении, наконец, забрезжил свет в конце бюджетного тоннеля.
Судите сами. В 2018 году планируется увеличить доходы края более чем на 4 миллиарда рублей. Один из самых злободневных вопросов – выплата заработной платы будет обеспечена на 11,5 месяцев. В сравнении в 2017 году эта цифра составляла 10, а в 2016 – только 8 месяцев. И это пусть небольшой, но прогресс. Однако говорить о стабилизации финансовой сферы в крае, на мой взгляд, преждевременно.
Доходная часть бюджета в 2018 году должна составить 48 миллиардов 250 миллионов рублей за счёт налоговых и неналоговых поступлений. Расходная – 49,6 миллиардов рублей. Дефицит в 1 миллиард 350 миллионов правительство обещает восполнить за счёт заемных, а накопленную кредиторскую задолженность за счёт выделенных федералами средств. К этому следует добавить заблокированные счета 569 бюджетных учреждений и долги муниципалитетов почти в 2 миллиарда рублей. На их погашение и разблокировку в бюджете 2018 года предусмотрена лишь четверть от необходимой суммы. Получается, что бюджет 2018 года вновь принимается с дефицитом более чем в 2,5 миллиарда рублей. И он также непрозрачен, как и его «предшественники». Взять хотя бы статью «резервы», где заложено 2,6 миллиарда рублей. На что резервируются эти деньги, похоже, знает только Минфин.
Минфин края называет этот проект бюджета социально ориентированным и это при том, что бюджетная обеспеченность на душу населения в нашем крае одна из самых низких по Сибирскому федеральному округу. По качеству жизни наш регион входит в число аутсайдеров, занимая 80 позицию в рейтинге регионов. Доля расходов на социальную сферу составляет 63,6 %. Однако планируется снижение расходов в системе образования на общее образование и молодёжную политику. Общее образования вместо 7,6 миллиарда рублей в 2017 году получит 7,17 миллиарда. Настораживает запланированное уменьшение в 2018 – 2020 годах субвенций муниципалитетам на обеспечение госгарантий получения бесплатного дошкольного, начального общего, среднего общего образования, бесплатное питание детей из малоимущих семей, снижение расходов на госгарантии сиротам. Уменьшатся субсидии для обеспечения госзадания для Сретенского специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для учащихся с общественно опасным поведением с 38,65 миллиона в 2018 до 34,7 миллиона. В нарушение федерального законодательства в бюджете не предусмотрено финансирование обеспечения бесплатным питанием нуждающихся в этом беременных женщин, кормящих матерей и детей до трёх лет.
Вызывает вопросы и сокращение софинансирования по госпрограмме «Развитие здравоохранения» с 21,5 миллиона рублей в 2017 году до 1,3 миллиона в 2018-м. Сократится субсидирование бюджетного учреждения «Станция скорой медицинской помощи» с 16,7 миллиона рублей до 10,89 миллиона. Скорую помощь ждёт снижение бюджетных расходов в 1,7 раза и это в условиях введения в 2018 году в строй новой подстанции в Сосновом бору, которая будет обслуживать население посёлков Антипиха, Песчанка, жителей дачных кооперативов. На организацию работы подстанции потребуется дополнительный штат, увеличение количества единиц автотранспорта, расхода ГСМ и медикаментов.
Вероятно, родителям придётся раскошеливаться на образование детей. Что же касается здравоохранения, то можно ожидать очередную оптимизацию отрасли для восполнения недостающих средств за счёт населения.
Для сравнения, на освещение деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации (создания её положительного имиджа) в бюджете на 2018 год заложено 34, 5 млрд. рублей против 19,4 млрд. текущего года.
Наша фракция, кстати, единственная в Законодательном Собрании, приняла консолидированное решение голосовать «Против» проекта бюджета 2018 года. Объяснять почему, я думаю, после всего вышеизложенного не стоит, цифры и факты говорят сами за себя.