Карнавально-новогодне-ночные киноприключения

Сегодня, когда «Телемания» и вся «Земля» (в кавычках и без) находятся аккурат в центре первого месяца новенького 2018 года, о праздновании которого воспоминания ещё весьма свежи, продолжим историю развесёло-музыкальной, озорной и танцевальной, сатирическо-моральной «Ночи карнавальной»! Даже на рифму вдохновляет: Каждый раз её смотреть мы готовы заново В постановке режиссёра лучшего – Рязанова!       Летняя зима
    Съёмки зимней «Карнавальной ночи» начались... летом! Точнее, в июне 1956 года.     Вместе с художниками Константином Ефимовым и Олегом Гроссе режиссёр по-новому подошёл к организации съёмочного пространства. Весь фильм решили снимать не в павильонах «Мосфильма», а во вполне реальных интерьерах.     В связи с летним периодом почти все московские театры разъехались на гастроли. «Жертвой» киношников стал Театр Советской Армии – они воспользовались благоприятной ситуацией и добрую половину фильма отсняли в его помещениях, коридорах и фойе.     Директор студии, худрук киногруппы и куратор режиссёра-дебютанта в игровом (художественном) кино, живой классик отечественного кинематографа Иван Александрович Пырьев («Трактористы», «Свинарка и пастух», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки») отсматривал каждый эпизод и, если казался неудачным, заставлял переснимать. Так, сцена «Кабинет Огурцова», где зритель впервые встречался с бюрократом и перестраховщиком, была переснята трижды.     Кстати, об Огурцове! В далёком 1929 году молодой и знаменитый актёр-комик Игорь Ильинский был с группой коллег по цеху на гастролях в Иваново. После первого же представления в местной газете «Рабочий край» появилась коротенькая, но весьма злобная рецензия на этот концерт. Автором её был местный журналист и поэт... Серафим Огурцов! Провинциальный газетчик в пух и прах разнёс звезду – самого Ильинского! В 1956-м Серафим Огурцов по странному стечению обстоятельств «воскрес» в «Карнавальной ночи», притом с теми же характером и замашками. На съёмках Ильинский признался, что заметку сохранил и когда-то показывал Ласкину и Полякову. Сценаристы, видимо, припомнили провинциального хамовитого журналиста с явными чертами бюрократа, «катящего бочку» на Ильинского, и «одарили» теми же качествами главного отрицательного героя «Карнавальной ночи», а заодно присвоили персонажу имя и фамилию вредного газетчика.       «Есть ли жизнь на Марсе?»
    Многое из образных решений в фильме рождалось в процессе съёмки, импровизационно. Например, сцены с горе-лектором по астрономии, мечтающем наблюдать в небе «пять звёздочек» пришла в «Карнавальную ночь» из жизни. Во второй половине 1950-х годов в стране развёртывало свою деятельность Общество по распространению научных и политических знаний. Среди лекторов было немало халтурщиков, готовых витийствовать о чём угодно и где угодно, лишь бы платили деньги.       Толстенький «бездарь»
    С молодой Людмилой Гурченко на протяжении всех съёмок режиссёр так и не нашёл общего языка. Рязанову не нравились, как он сам говорил, все эти её «штучки-дрючки», «манерность» и склонность к чувственным джазовым гармониям. Эльдар ворчал, но терпел.     Опытные режиссёры предложили Рязанову показать отснятый материал. Мэтры были единодушны в оценке: скучно, бездарно. Вывод худсовета оказался таков: единственное, что остаётся, – закончить скорее съёмки и забыть об этом фильме, как о кошмарном сне. А вот Пырьев по-прежнему верил в молодого режиссёра, и во многом благодаря его поддержке Рязанова не убрали с постановки. А  ведь собирались отстранить от работы: «Этот молодой... толстенький-то, видимо, бездарь... Для большого кино вовсе не годиться...»       Когда песня чересчур хорошая
    Всю музыкальную партитуру к фильму написал композитор Анатолий Лепнин. В кабинете Пырьева композитор показывал свои песни, а Гурченко их пела. Особенно хороша была одна из песен о любви, но Пырьев прослушал её и сказал: «Песня слишком уж хорошая, не для этого фильма. А музыку не бросайте, используйте». Так возможный шлягер стал просто красивой мелодией в музыкальном номере «Танец с зонтиками».       Мега-хит, «галиматья» и Пырьев
    Что касается знаменитой «Песенки о хорошем настроении», то вопрос о её включении в музыкальную партитуру картины возник едва ли не в самый последний момент, когда все танцевальные, вокальные и другие номера весёлого новогоднего эстрадного концерта-ревю были записаны и отсняты. Инициатором этого стал всё тот же неугомонный Пырьев.     Композитор картины Анатолий Лепнин и поэт Владимир Лифшиц (автор текстов к песням «Пять минут», «Танечка» и другим) уехали отдыхать на Рижское взморье, а Иван Александрович всё никак не мог успокоиться – стал требовать ещё одну песню. «Музыкальная парочка» на отдыхе. Что же делать? Тогда Рязанов среди ночи позвонил своему приятелю, поэту и драматургу Вадиму Коростелёву: «Вадик, я тут завершаю работу над новой картиной. В ней много песен. Но Пырьев считает, что нужна ещё одна. Времени в обрез. Пырьев высылает тебе машину. Дуй на «Мосфильм»…»     «Вот что, – без лишних вступлений начал Пырьев, – нам крайне необходима в фильме песенка о хорошем настроении, и ты должен срочно написать её текст. Что для этого нужно?» «Главное вы уже подкинули – в ней обязательны слова о хорошем настроении. Остальное приложится...» – заверил поэт. «Я тебе говорю о характере песни, а слова про хорошее настроение на музыку не ложатся, и петь такую галиматью никто и никогда не будет», – раздражённо бросил Пырьев. «Ну да, – ухмыльнулся Коростелёв. – Постараюсь сбацать так, чтоб запели. Вот вы первый их и запоёте».     Иван Александрович не стал продолжать этот спор, а запер поэта в своём кабинете, заявив, что пока текст песни не будет написан, Коростелёва из студии не выпустит.     Через сутки или двое с рижским поездом от Лепина пришёл пакет с партитурой «Песенки о хорошем настроении». Пырьев прослушал её и приказал срочно записывать. А  сам, даже не замечая, уже лихо насвистывал «Настроение» в коридорах «Мосфильма». «Пророчество» Коростелёва начинало сбываться. Пырьева даже останавливали и спрашивали, что это за мелодия. Мэтр загадочно отмалчивался, а про себя ворчал: «Надо же, стервец, а ведь правда – я первый и запел... Галиматья-то и впрямь хороша...»       Революционная запись «Пятиминутки»
    Интересен тот факт, что вокальная партия песенки про пять минут была впервые записана отдельно от оркестра. Сегодня любой певец, начиная от оперного, заканчивая рэппером и «попсовиком», может это сделать даже в домашней студии. А  тогда, в 1956 году, такой практики в технологии записи звука для кино не существовало – только вместе с оркестром (или ансамблем). Звукорежиссёр «Карнавальной ночи» Виктор Зорин оказался пионером в этой области. Смотреть на необычную запись сбежались все работники главного звукоцеха. В тонзале оркестром дирижировал Эдди Рознер, а Гурченко пела под простейший наушник, слушая оркестр...       «Карнавальный» «взрыв» и суперзвезда
    «Карнавальная ночь» была отснята в рекордно короткие сроки – пять месяцев. В начале декабря в небольшом зале студии шёл просмотр материала почти целиком снятого фильма. В зале было трое: Ильинский, Рязанов и Гурченко. В конце просмотра Игорь Владимирович сказал Гурченко: «Чую... После этой картины ты будешь очень популярной. Да и ты, Элик, тоже. Так что, ребята, готовьтесь».     Интересно, что из зрителей о картине никто и слыхом не слыхивал, она даже не рекламировалась. Просто вышла на экраны 28 декабря 1956 года. Это был «взрыв»! Иначе не назовёшь. Критики и зрители были едины в своём порыве, что случалось в истории кинематографа крайне редко. «Карнавальная ночь» в считанные недели стала абсолютным лидером по посещаемости в новом 1957 году – музыкальную картину Рязанова увидело свыше 50 миллионов восторженных зрителей. Очереди в кино занимали с ночи.     Новая вспыхнувшая суперзвезда советского кинематографа, третьекурсница ВГИКа Люся Гурченко, её улыбка и осиная талия сразили наповал всё мужское (да и женское) население страны. Девушки делали причёски «под Гурченко» и мечтали о точно такой же муфточке, которая была у её героини. «Пять минут» и «Песенку о хорошем настроении» с восторгом распевал весь Советский Союз.     Эльдару Рязанову с триумфом открылся путь в большой художественный кинематограф. Удивительно, но всего несколько месяцев назад молодой режиссёр только и мечтал, как закончить, пережить и забыть этот кошмар под названием «Карнавальная ночь». Жизнь показала и доказала: чудеса ещё случаются. Особенно в Новый год.           Сергей Балахнин
 
По теме
Уважаемые наши читатели! Агинская краевая библиотека продолжает прием работ  на I этап «Поэзия в нотах и мелодиях» III межрегиональной акции «Читаем бурятскую классику-вместе.
Школьница попала под машину в Чите - Байкал24 Школьница попала под машину на пешеходном переходе в Чите 18 марта. Ее сбил автомобиль Toyota Allion, сообщили в УГИБДД УМВД России по Забайкальскому краю.
Байкал24
Дедушка и внучка - Газета Земля Ранним февральским утром Татьяна выходит на веранду дома, улыбается солнцу и нежно трогает веточки виноградной лозы.
Газета Земля
Разбудившие Лихо - Газета Земля Суеверия, приметы киношников… Именно об этом шёл разговор в нашей прошлой встрече.
Газета Земля