Новости города БезФормата.Ru
Чита
Главные новости
 
Задать вопрос?

Девичьи тихие зори войны

Продолжаем рассказ об истории создания шедевра отечественного кинематографа, советского кино во главе с режиссёром Станиславом Ростоцким. На войне, как на войне
    В мае 1971 года кинематографисты выехали на места натурных съёмок на север – в Карелию, точнее, в Пряженский район, деревню Сяргилахта, на берег Сямозера и район Рускеальских водопадов. Сама группа поселилась неподалёку – в городе Петрозаводске, а пятёрку актрис со старшиной Васковым (актёром Андреем Мартыновым) для более успешного вживания в местную окружающую природную действительность поселили в деревне. В течение месяца девушек будили по-военному, в пять утра, а затем в течение дня, под командованием одного из консультантов фильма в чине майора, учили маршировать, ползать по-пластунски, овладевать приёмами рукопашной схватки, стрелять, разбирать, чистить, собирать винтовки. Всё было, как перед отправкой на фронт. Обучение шло так тщательно и активно, что по деревне, где квартировали «зенитчицы», прошёл слух, что девушек готовят явно не только к съёмкам... Страны Северной Европы были не так уж далеко...     Помимо обучения, актрис к тому же приучали к военным невзгодам. Так девушкам в их «сидоры», кроме армейского сухпайка с консервами, котелком да кружкой, режиссёр подкладывал пару-тройку... кирпичей для ощущения настоящей измотанности во время поиска фашистских диверсантов.     Актрисе Ирине Долгановой воплощающей образ Сони Гурвич, пришлось ещё трудней – девушке достались сапоги на два размера больше. Её героине это стоило жизни. Ирина на протяжении всех съёмок просто мучилась с сапожищами, часто теряя их на ходу. Пробовала и двойные портянки и газеты толкала за голенища – без толку. Измученная армейской обувкой взмолилась: «Станислав Иосифович, на экране же этих сапог всё равно видно не будет! Можно я поменяю их на свой размер? Не могу больше...» Но на мольбы Долгановой режиссёр-фронтовик философски (и справедливо) заявил: «Милая, а как же достоверное воплощение образа?»     Однако самое тяжёлое испытание предстояло Елене Драпеко – её героиня Лиза Бричкина, спеша с донесением от старшины Васкова в часть и призывом о подкреплении, тонула в болоте. Одну из самых страшных сцен фильма снимали долго и с массой трудностей...       В смертельных объятьях «дрыгвы»
    Нашли подходящую неглубокую топь, а поскольку со дна били ледяные ключи, Елену упаковали в гидрокостюм, чтобы не так чувствовался холод. Установили специальные плоты, где расположились осветители, оператор с камерой и режиссёр. Актриса прыгнула в болото. Начали снимать. Сразу за кадром стоял помощник и аккуратно смывал с лица Драпеко тину. Это выглядело настолько забавно, что съёмка страшной и трагической сцены проходила под несмолкаемый хохот всей группы. Не смеялись только оператор и режиссёр – дубль за дублем, а Драпеко окончательно не желала «тонуть» – актрису выталкивал на поверхность гидрокостюм с воздушной прослойкой.. Тогда попробовали увеличить глубину – рванули в болоте динамит и сделали воронку, куда стекла грязь, которую в местных краях называют «дрыгвой». Но и это не помогло. Тогда Елена решила снять гидрокостюм и прыгнула в топь во всей форме. По договорённости с режиссёром, после крика актриса должна была скрыться под водой и сидеть там, пока хватало воздуха в лёгких, а затем показать руки из воды, чтобы её вытащили... Сняли пробный дубль – смотрелось реалистично. Начали снимать второй... Елена скрылась под дрыгвой и решила там пробыть, как можно дольше, поскольку вполне уместно подумала, что болото должно сомкнуться над ней и при этом ещё и устояться. Актриса с каждым движением всё больше углубляла дно своими тяжёлыми сапогами и, когда подняла руки, то к ужасу поняла, что их уже не видно из-под болотной воды, а двинуться вверх уже не позволяла дрыгва… На поверхности забеспокоились. Ассистент оператора, считающий отснятые метры и хронометаж, заметил, что Елена что-то долго не подаёт сигнала и тут же заорал: «Чёрт! Да мы же её по правде утопили!..»     Перепугавшиеся киношники набросали на болотину деревянные щиты, по ним доползли до воронки и буквально выдернули актрису из грязи, как репку. Полчаса Драпеко приходила в себя – успокаивалась, отогревалась внутренне срочно выделенными по распоряжению режиссёра «фронтовыми» граммами и «наружно» – в горячей ванне. Несмотря на пережитое, Елена в этот же день согласилась продолжить съёмку – её высушили, привели в боевой вид и – вновь в болото, в грязь и ледяную крошку (в Карелии и летом вечная мерзлота). И так ещё несколько дублей...       Этот рискованный реализм…
    Чтобы как можно сильней заставить молодых актрис ощутить ужас войны, поверить в реальность смерти, Ростоцкий использовал довольно жёсткие методы. Предстояло снимать сцену, когда зенитчицы обнаруживали свою погибшую подругу – Соню Гурвич.     Режиссёр увёл девушек, чтобы они не видели, как гримируют Ирину Долганову. На месте съёмок – у расщелины скалы, установили камеры, свет и после команды «Камера, мотор! Съёмка...» пустили актрис. То, что они увидели, ввергло «зенитчиц» в состояние шока. На камнях лежала Ирина-Соня с абсолютно мёртвым лицом, белым, с желтизной и страшными кругами под глазами. На грудь залитой кровью начали садиться мухи. Было слышно, как они гудели... Смотрелось всё это настолько реалистично и кошмарно, что у Ольги Остроумовой (боец Комелькова) и Екатерины Марковой (боец Четвертак) стало плохо с сердцем и актрисы начали терять сознание. Пришлось срочно вызывать «скорую»...       «Страшная» сцена
    5 октября группа вернулась в Москву, где на студии им. Горького через полторы недели продолжила съёмки в декорациях. Одной из самой сложной и рискованной в определённом смысле стала сцена «В бане». Во время «летучки» по поводу этой сцены режиссёр пять часов подряд уговаривал своих «зенитчиц» раздеться. Но поскольку все девушки были воспитаны в большой строгости, они упорно отказывались и даже возмущённо кричали: «Приглашайте дублёрш, снимайте их в банном пару, а мы голыми сниматься отказываемся...»     Ростоцкий не менее упрямо противоборствовал: «Вы же всё время в сапожищах, в гимнастёрках, с ружьями наперевес, и зрители забудут о том, что вы женщины, красивые, нежные, будущие мамы... Мне нужно показать, что убивают не просто людей, а женщин, красивых и молодых, которые рожать должны, продолжать род...» Против такого неоспоримого довода возразить актрисы уже не могли и согласились. Но при условии: снимать в ночную смену, чтобы в это время на студии не было ни одного мужчины...     Подобрали съёмочную группу только из женщин: осветителей, вторых операторов, звукооператоров, ассистентов и т.д. Исключением были только сам Ростоцкий и оператор-постановщик Вячеслав Шумский, поскольку, кроме ведущих в киногруппе специалистов, девушки видели в них «древних стариков» (тому и другому было «за 50»). Потому и меньше стеснялись. Да и то мастера сидели за плёнкой огораживающей декорацию «Баня», в которой было вырезано два небольших отверстия: для объектива камеры и глаза режиссёра.     Репетировали в купальниках. Перед съёмкой разделись полностью. Из специальной установки, расположенной за стенкой павильона, начали пускать пар. Декорация сразу превратилась в настоящую баньку. И вдруг через пару десяток секунд раздался дикий вой, как от падающей бомбы: «У-ууууу!...» Затем грохот падения и чей-то рёв. Оказалось за стенкой декорации стоял «нелегальный» спец, отвечающий за паровую установку (один из студийных сантехников, некий дядя Вася), которого не ввели в курс дела, кого снимают в «бане». Мужик решил проверить, как подаётся пар в кадр, и прямо в ватнике и в сапогах шагнул в «запретное» пространство. Дядя Вася совершенно обалдел от никогда не виданного количества голых красавиц и от избытка впечатлений грохнулся с воплями на пол. Сцену всё-таки отсняли. На экране в ней солировала – 16 секунд! – самая красивая и смелая – боец Комелькова – Ольга Остроумова.     С этим банным эпизодом потом было много проблем. После первого просмотра картины начальство потребовало вырезать откровенную сцену. Но Ростоцкому каким-то чудом удалось её отстоять. Была правда в «Зорях» ещё одна «откровенная» сцена, где девочки-зенитчицы загорают голышом на брезенте, но ставить в фильм её категорически запретили...       «Полка». Триумф! Венеция! «Оскар»?
    С ноября 1971 года режиссёр засел за монтаж картины. Монтировал и плакал, настолько ему, фронтовику, потерявшему на войне ногу, было жалко этих героических девочек. К тому же Ростоцкого задели слова писателя Астафьева, знавшего подробности съёмок и заявившего, что в его кино нет правды о войне.     А когда фильм был смонтировал и показан руководству Госкино, его… запретили выпускать на экраны.     Режиссёр не понимал, в чём его пытаются обвинить. Готовые «А зори здесь тихие» пролежали «на полке» три месяца. Причина оказалась банальной – требовались внести некоторые поправки в фильме. А вскоре было принято решение, что такая достойная картина просто обязана выйти в прокат во всех кинотеатрах высшей и первой категории СССР. Более того, ленту отправили на один из самых престижных международных кинофестивалей мира - в Венецию!     В 1974 году «Зори» номинировались на «Оскара», но уступили (самую малость) картине Л. Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии». Картину Ростоцкого раскупило множество стран, и она по праву стала классикой мирового кинематографа.       P.S. Другие «Зори»
    Существуют ещё две экранизации: китайская, телевизионная (19 серий), 2005 года, с российскими актёрами (реж. Мао Вэйнин), и относительно недавняя, российская, 2015 года, поставленная Ренатом Давлетьяровым (это прямой ремейк классической картины 1972 года). Девочками-зенитчицами стали на этот раз А. Микульчина – Рита Осянина, Е. Малахова – Женя Комелькова, К. Асмус – Галя Четвертак, С. Лебедева – Лиза Бричкина, А. Кузнецова – Соня Гурвич. Образ Васкова воплотил актёр Пётр Фёдоров. Новая версия «Зорь» прошла по экранам страны довольно успешно, хотя её «первоисточник» так и остался классикой. Для нашей сегодняшней встречи я подготовил иллюстрацию-заставку и мини-фотогалерею девушек – героинь из двух «поколений» экранизаций. Вглядитесь в них… Они такие разные и такие похожие…
    Сергей БАЛАХНИН, фото-коллаж автора
Китайские инвесторы заявили о своих планах профинансировать строительство сцены для выступлений артистов в Нерчинско-Заводском районе Забайкальского края на российском берегу Аргуни,
27.05.2017 Chita.Ru
Читинцев приглашают на празднование Дня пограничника - Zabmedia.Ru27 и 28 мая в Чите пройдут торжественные мероприятия, посвященные 99-й годовщине учреждения пограничной охраны.
27.05.2017 Zabmedia.Ru
Закрытие театрального сезона (фото Марии Номоконовой) - VisitChita.Ru​Фотоматериалы и обзор закрытия театрального сезона в Забайкальском Краевом драматическом театре.
27.05.2017 VisitChita.Ru
Литературный квест устроят для любителей чтения в Чите - Zabmedia.Ru27 мая в 12:00 на базе Забайкальской краевой библиотеки имени А.С. Пушкина пройдет всероссийская акция «Читай – страна!».
26.05.2017 Zabmedia.Ru
Елена Михайлова: Фильм «Экипаж» в Маньчжурии  будет представлять режиссер Лебедев (видео) - Телекомпания АльтесШестой Забайкальский международный кинофестиваль, который пройдет с 14 по 17 сентября, расширит свою географию.
26.05.2017 Телекомпания Альтес
Шестой Забайкальский международный кинофестиваль завершится показом российского фильма «Экипаж» в Маньчжурии, сообщили ИА «Чита.Ру» 26 мая в пресс-службе министерства культуры Забайкальского края.
26.05.2017 Chita.Ru
По предложению организаторов предстоящего кинофестиваля министр культуры Елена Михайлова в составе рабочей делегации от Забайкальского края побывала в Маньчжурии и провела переговоры с администрацией города об организаци
26.05.2017 Минкультуры Забайкальского края
Труппа Забайкальского драмтеатра стала меньше на одного артиста - Забайкальский рабочийФото Евгения ЕПАНЧИНЦЕВА. На закрытии 77-го театрального сезона Забайкальского драматического театра стало известно, что труппу покидает Наталья Атаманова.
26.05.2017 Забайкальский рабочий
25 мая в большом зале Забайкальской краевой филармонии им. О.Л.Лундстрема состоялся гала-концерт лучших сюжетных номеров на основе бальной хореографии танцевально-спортивных клубов Читы "Мы мечтою о мире живём..." - Минкультуры Забайкальского края«Мы мечтою о мире живём…» - эти поэтические строчки из гимна демократической молодёжи станут лейтмотивом большого праздничного концерта, посвящённого XIX Всемирному фестивалю молодёжи и студентов,
26.05.2017 Минкультуры Забайкальского края
Народная артистка России Ирина Муравьёва, известная по ролям в советских фильмах «Москва слезам не верит» и «Карнавал», приедет 16 сентября в Читу со спектаклем «На струнах дождя»,
26.05.2017 Chita.Ru
День славянской письменности и культуры в столице Забайкалья - VisitChita.Ru24 мая мероприятия, посвящённые Дню славянской письменности и культуры, состоялись в Забайкальском краевом драматическом театре.
26.05.2017 VisitChita.Ru
26 мая в Нерчинске 17-летний водитель мотоцикла, не имеющий прав, сбил 10-летнюю девочку, которая переходила проезжую часть по пешеходному переходу Как сообщили в пресс-службе УМВД России по Забайкальскому краю,
27.05.2017 Забайкальское информационное агентство
Сотрудники полиции задержали 26-летнего жителя краевого центра, которого подозревают в уничтожении лесных насаждений в Черновском районе Читы.
27.05.2017 Zabmedia.Ru
С Днём рожденья, Чита! - Администрация г.ЧитаПо доброй традиции, в последнее воскресенье мая Чита отметит свой День рожденья.
26.05.2017 Администрация г.Чита
Возложение цветов к памятнику Муравьеву-Амурскому (фото Ольги Харчевой) - VisitChita.Ru...ежегодно в канун Дня города возлагают первые лица Читы, общественность и молодежь забайкальской столицы.
27.05.2017 VisitChita.Ru
Наталья Жданова: В 2016 году мы отмечаем рост ВРП, объемов промышленного производства, а также инвестиций в основной капитал - Телекомпания АльтесГубернатор Забайкальского края Наталья Жданова выступая сегодня перед  депутатам Законодательного Собрания края с докладом о результатах работы регионального правительства за 2016 год,
24.05.2017 Телекомпания Альтес