2 485 работников образования Читы приняли участие в трехдневной работе августовской педагогической конференции «Муниципальная система образования: актуальные вопросы, достижения, инновации».
- Могу с уверенностью сказать, что система образования города Читы не стоит на месте, она развивается с учетом требований современного общества и заказа государства на образование.
Мысль, высказанную Главой городского округа «Город Чита» Анатолием Михалевым во время приветствия участников пленарного заседания конференции ,подтвердил и министр образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Андрей Томских:
- Система образования в Чите - ядро образования края: на вас смотрят, на вас равняются, и от того, как будете развиваться вы, будет определяться и степень развития системы образования Забайкальского края.
Как следовало из выступлений Главы Читы Анатолия Михалева, руководителя администрации Читы Олега Кузнецова, председателя комитета образования администрации Читы Оксаны Кирик, опыт многих педагогов и руководителей образовательных учреждений Читы – реальное доказательство успешности и высокого педагогического мастерства работающих в системе образования Читы. В очередной раз это подтвердил предыдущий учебный год и работа 30 тематических секций августовской конференции.
Сказки фиолетового леса
Главные герои этого сказочного леса - мальчик Гео и ворон Метр: легко угадать родственность со словом «геометрия». Много в этом фиолетовом лесу загадочного, но все тайны легко раскрываются с помощью воспитателя детского сада №99 Ирины Бабкиной. Кроме нее, еще двое коллег в Чите применяют так называемую методику Воскобовича.
- Полный чудес фиолетовый лес – лишь часть методики , которая помогает в незаданной. непредвзятой форме формировать раннее креативное мышление у детей, –рассказывает Ирина Бабкина.- Развивать воображение , раскрывать творческий потенциал. Более того, мне очень нравится, что дети со мной спорят, отстаивают свою точку зрения, это очень важно, что они ощущают себя свободно, делают свой выбор. В каждой игре создается ситуация успеха!
Музыкальному руководителю детского а №17 Гуаре Григорян по душе пришлась информация коллег о так называемых КОПах –кратковременных образовательных программах:
- Ребенку предоставляется свобода выбора: хочешь сегодня рисовать –иди рисуй, и коллега , например, рассказала, как малыши разрисовали на свой вкус футболки . Нравится физкультура –пожалуйста занимайся, а если хочется сегодня только петь и танцевать -выбирай сегодня музыкальное занятие. Предусматривается даже территория уединения , где малыш может побыть со своей любимой игрушкой, книжкой , или просто –побыть в тишине. Чем хочет ребенок сегодня заниматься – определяет он сам, вложив свое фото в нужный кармашек.
Воспитатель детского сада №68 Ирина Смагина затронула такую актуальную проблему: родители нередко приводят детей в сад с такой установкой: «мы работаем, заняты, теперь вы должны учить, воспитывать».
- Чтобы избежать этого, стараемся родителей вовлекать в жизнь детского сада, наши дела, -говорит Ирина Анатольевна.- Знаете, как радовался ребенок, когда его мама в фартуке помогала организовывать завтрак для всех детей. Или такой недавний пример: мама, придя на наше мероприятие, увидела, что ее ребенок отлично справляется с математическими задачами , искренне удивилась : «Надо же, я думала в четыре года ему только мультики нужны…»
О том, как сотрудничать с родителями, как найти индивидуальный подход к детям ограниченными возможностями и одаренными детьми, как сочетать привычные формы учебно –воспитательных занятий с новым опытом , - об этом и многом другом говорили педагоги во время работы секций дошкольного образования.
«Клондайк для исследователей»
Впервые в рамках августовской конференции работала секция «Реализация инновационных проектов» , в программе она была обозначена как творческая встреча педагогов –исследователей.
Учитель русского языка и литературы СОШ №5 Екатерина Фалилеева поделилась опытом реализации авторской программы «Фольклор и литература Забайкалья».
-Ведь это несправедливо, что нет хрестоматий и учебников, рассказывающих и Михаиле Вишнякове и Георгии Граубине, обо всех наших забайкальских писателях и поэтах, краеведах , - сказала Екатерина Владимировна.- Есть только отдельные работы энтузиастов. Но разве жить в Забайкалье и не знать о художественной культуре края правильно? Рассуждая при этом о патриотизме? Мы нашли выход: разработали авторскую программу. Наши дети создают фильмы по забайкальским сказкам, участвуют в викторинах, изучают особенности в том числе, и бурятского фольклора, с удовольствием участвуют и в других формах изучения творчества земляков. Убеждена, что забайкальская литература и фольклор –клондайк для исследователей литературы!
Близкой по духу к авторской программе Фалилеевой можно назвать программу педагога ДДТ №2 Анастасии Лукиной- «Палитра» . От изображения исторических мест, архитектуры, пейзажей Читы и Забайкалья до изучения творчества великих мастеров –многое автором делается для того, чтобы ученики по- настоящему полюбили изобразительное искусство, разбирались в его тонкостях.
О своем детище – подготовке учащихся кадетских классов по профилю ВДВ рассказал педагог ОБЖ средней школы №2 Владимир Чувашов. Ребята занимаются спортом, строевой подготовкой, прыгают с парашютом, осваивают другие дисциплины, необходимые для юного защитника Родины. А еще занимаются бальными танцами –в лучших традициях воспитания кадетов в России.
Рассказав об авторской программе «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности подростков на примере Дружины юных пожарных», педагог центра детско –юношеского туризма и краеведения Ирина Сорока заметила, что проблему нужно сегодня решать комплексно, разработав на уровне не только города, но и всей страны программу, предусматривающую обучение комплексной безопасности учеников: противопожарной, природного характера, социальной, информационной. По мнению педагога, предмет ОБЖ в его сегодняшнем виде эти задачи не решает.
Решения подсказала игра
В форме большой деловой игры актуальные проблемы взаимоотношения педагогов, родителей, учеников на площадке школы №19 решали заместители руководителей образовательных организаций и классные руководители. Разделившись на команды, они предлагали свои варианты более активного вовлечения родителей в жизнь школы и класса, эффективного сотрудничества. Запись в дневнике «прошу Вас зайти в школу» – анахронизм, жизнь требует более «живых», действенных форм Предлагалось проведение лекториев для родителей, Дней открытых дверей, создание родительских клубов, совместных трудовых акций , тематических вечеров, на которых ребята могли бы рассказать о своих родителях, о том, чем интересна семья, каковы ее традиции.
Заместитель директора по воспитательной работе начальной школы № 37 Тамара Трофимова рассказала о конкурсах, помогающих детям, родителям, учителям лучше узнать друг друга
- Поскольку чаще всего ребенку традиционно уделяет внимание мама, стараемся больше конкурсов проводить для пап: «я и папа –эрудиты», например. Мы задаем такие вопросы, что папам иногда приходится очень серьезно подумать, чтобы точно ответить, -говорит Тамара Федоровна. – Бывает, что нужно сочинить стихотворение о доме, о Чите, о школе .Есть и театральный для пап конкурс. Стараемся, чтобы было нескучно, и родители подходят и говорят :«Спасибо, то вы для нас это проводите, мы лучше и детей наших узнаем и сами себя»
Участникам деловой игры были предложены и различные сложные педагогические ситуации, в которых необходимо было найти выход с максимальной пользой, комфортом для ребенка.
В деловую игру на площадке средней школы №12 были вовлечены и молодые педагоги: им было предложено вытянуть для своей команды подобно билету на экзамене изображенный на ватмане головной убор – цилиндр. Исходя из цвета цилиндра - от белого, зеленого, желтого до коричневого педагогам необходимо было назвать плюсы и минусы адаптации молодого педагога в школе. Проблем было названо немало: в частности, из 60 присутствовавших педагогов только трое сказали, что к ним прикреплен наставник. Были названы и другие сложности адаптации.
И все же большинство из участвовавших в психологической игре пришли к выводу: как бы ни было порою трудно, выбор сделан правильный, педагогика – их призвание.
- Плюсов в профессии было названо гораздо больше , чем минусов, - говорит ведущий специалист комитета образования администрации Читы Екатерина Гласкова.- Говорили о том, что в профессии не остаются лишь случайные люди, о том, что педагогика дает много возможностей и для себя, и для учеников, всегда есть стимул для роста, полета фантазии и творчества.
Задачи на сегодня и завтра
Обращаясь к участникам пленарного заседания конференции, Глава городского округа «Город Чита» Анатолий Михалев отметил, что Дума и администрация городского округа в меру возможного стараются решать вопросы образования в первую очередь. Именно на образование направляется основная часть средств муниципального бюджета, в 2016 году она составила 68%. Расходы, предусмотренные бюджетами на одного ученика, составили 37,9 тыс. рублей с приростом к прошлому году на 7,0%.
Говоря о проблемах, которые необходимо решать не только в предстоящем учебном году, Анатолий Михалев , в частности, сказал о том, что на протяжении ряда лет уменьшается количество выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в высшие учебные заведения без дополнительной подготовки, как мы её называем - «репетиторства».
- Хочу в этой связи обратиться к учителям - предметникам : только ваша реальная поддержка и качественные знания помогут школьникам быть более последовательными в своём выборе, осознанно подходить к выбору необходимого минимума предметов, и, соответственно, целенаправленно идти к выбранной профессии, - сказал Анатолий Михалев.
Анатолий Дмитриевич также затронул проблемы единства обучения и воспитания:
- Если мы не будем уделять внимание личностному становлению наших школьников, качественно и предметно заниматься профориентационной работой, интересоваться, чем заняты наши ученики во внеурочное время, учить завтра просто будет некого.
Говоря об актуальной тенденции- создании альтернативных детских садов, Анатолий Дмитриевич заметил:
- Пользуясь тем, что на совещании присутствует представители министерства образования Забайкальского края, хочу поднять проблему, которая, с одной стороны нас не касается из-за отсутствия полномочий на её решение, а с другой, напрямую влияет на качество содержания и воспитания дошколят в негосударственных дошкольных учреждениях. Бесспорно, альтернативные детские сады нужны, но и необходим контроль за их деятельностью, так как это дети читинцев, и этим детям в дальнейшем проходить обучение в образовательных учреждениях города. И от того, какую подготовку они получили в детском саду, будет зависеть успешность их обучения. Не хотелось бы, чтобы увеличение количества негосударственных дошкольных образовательных учреждений создало проблему необходимости усиления государственного и общественного контроля их деятельности, качества предлагаемого образования.
Вручив Почетные грамоты и Благодарственные письма лучшим педагогам, руководителям образовательных организаций, Анатолий Дмитриевич сказал:
- Ещё раз поздравляю вас с началом учебного года. Позвольте выразить глубокую благодарность всем работникам образования города за творческий, кропотливый труд, профессиональную мудрость, преданность своему делу. Благодаря вашему педагогическому таланту формируется и возрастает интеллектуальный потенциал столицы Забайкальского края. Всех вас объединяет главное – любовь к своим ученикам, своей профессии.
Лариса Семенкова