Исполнению бюджета Читы за 2017 год были посвящены публичные слушания, которые депутаты Думы городского округа «Город Чита» провели 19 июня.
В начале Глава городского округа «Город Чита» Анатолий Михалев отметил, что публичные слушания по итогам исполнения бюджета – не просто норма закона, это дополнительное подведение итогов эффективности работы с финансовыми ресурсами в 2017 году.
Исполняющий обязанности руководителя администрации городского округа «Город Чита» Максим Курьянов , поблагодарив депутатов Думы городского округа за тщательную работу по исполнению бюджета в 2017 году, сделал акцент на том, что бюджет городского округа год от года становится напряженней:
- Когда мы говорим, что наш бюджет большей частью социальный, это на самом деле говорит, что мы безукоризненно выполняем социальные обязательства, возложенные на городской округ, - сказал Максим Александрович.- К сожалению, год от года уменьшается адресная инвестиционная программа, снижаются расходы на коммунальное хозяйство.
О том, что исполнение бюджета городского округа «Город Чита» в 2017 году по-прежнему проходило в непростых финансовых условиях, сказал и председатель комитета по финансам администрации Читы Андрей Кефер.
Тем не менее, удалось выйти на профицит в 20,3 млн.рублей: как отметил Андрей Иосифович, доходы составили 5 миллиардов 383,9 млн.рублей, расходы – 5миллиардов 363,6 млн.рублей.
О доходах
В доходную часть бюджета городского округа «Город Чита» поступило 5 миллиардов 383,9 млн. рублей , или 106,5 % к уточненному плану. (По сравнению с 2016 годом доходы увеличились на 632,4 млн. рублей, или на 13,3%).
- Помните, когда мы с вами рассматривали структуру доходов, всегда прерогативное место занимали безвозмездные перечисления, - отметил Андрей Кефер. – В 2017 году удельный вес налоговых и неналоговых доходов нам все же удалось увеличить, их сумма составила 2 миллиарда 664,4 млн. рублей, или 112,1 % к уточненному плану. К уровню 2016 года доходы возросли на 341,2 млн. рублей, что составило 114,7%. Увеличение собственных доходов за 2017 год составило 17,8% к уровню 2016 года, или 453,7 млн. рублей.
Основная доля в объеме 68,7 % приходится на НДФЛ-45,6%, налог на имущество физических лиц - 5,0%, земельный налог-8,8%, единый налог на вмененный доход -9,3%.
Как было отмечено в выступлении , прирост поступлений обеспечен за счет поступления налога на доходы физических лиц - 111,4%, единого налога на вмененный доход - 107,8%, налога на имущество физических - 127,3%, земельного налога - 101,3%, увеличения объемов продажи объектов муниципальной собственности – 109,4%, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена – 148,4%, административных штрафов – 137,5%
Что касается основного источника пополнения доходной части бюджета - налога на имущество физических лиц , то при плане 104,6 млн. рублей, фактически поступило 133,2 млн. рублей, выполнение составило 127,3 процентов.
Среди факторов, которые способствовали этому, Андрей Иосифович назвал установление оптимальных ставок по налогу в части снижения с 2,0 % до 0,5%; меры взыскания, применяемые налоговыми органами; уплату налога с применением кадастровой стоимости объекта индивидуальными предпринимателями, включенными в перечень, которые ранее платили данный налог как физические лица – с понижающим коэффициентом.
- И вместе с тем по состоянию на 1 января 2018 года сумма недоимки составляет 222,2 млн. рублей, что на 39,8% выше уровня недоимки сложившейся по состоянию на 1 января 2017 года, - отметил Андрей Иосифович.
Помимо работы над снижением недоимки, в выступлении были обозначены и другие резервы пополнения доходов: увеличение количества налогоплательщиков (в том числе, за счет реализации мероприятий, способствующих оформлению собственности на земельные участки и недвижимое имущество); увеличение размера ставки по оплате за пользование жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, и другие.
- Меры, направленные на обеспечение наполняемости доходной части бюджета и эффективное расходование средств позволили администрации городского округа в 2017 году исполнить бюджет с профицитом в сумме 20,3 млн.рублей, - еще раз подчеркнул Андрей Кефер.
О расходах
Расходная часть бюджета исполнена на 99,4 процентов. При плане 5 395,1 млн. рублей кассовые расходы составили 5363,6 млн.рублей.
Среди причин Андрей Кефер назвал снижение затрат на выполнение работ и экономией, образовавшейся в результате проведения аукционов; несвоевременное и некачественное предоставление подрядными организациями актов выполненных работ.
В ходе исполнения Адресной инвестиционной программы проводилась реконструкция парка Боевой и Трудовой славы Забайкальцев; изготовление проектно-сметной документации на строительство школы в Центральном районе города; технологическое присоединение многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Нагорная,19 к централизованному теплоснабжению и другие.
Как и прежде, одной из главных задач была выплата заработной платы работникам бюджетной сферы.
- По-прежнему одним из важнейших направлений работы была реализация указов Президента Российской Федерации, - отметил Андрей Кефер. - Исполнение «майских» указов по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы в 2017 году осуществлялось в очень трудных финансовых условиях. В целом целевые показатели средней заработной платы отдельных категорий работников к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в Забайкальском крае за 2017 год исполнены.
В структуре расходов в 2017 году, как и прежде значительное место занимают расходы на социально-культурную сферу: 77,6 процентов. Приоритет , как и прежде, был отдан сфере образования. Но, к сожалению. как было отмечено в выступлении, главным образом средства направлялись на выплату заработной платы и текущее содержание учебных заведений.
Также в выступлении было уделено внимание таким разделам как «Социальная политика», «Национальная экономика», «Жилищно –коммунальное хозяйство» и другим.
- Бюджет 2017 года выполнен, - сказал в заключение Андрей Кефер.- Основное, что хотелось бы отметить , это отсутствие по итогам исполнения бюджета 2017 года кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам - выплате заработной платы, отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды, а также по коммунальным платежам.
Вопросы , комментарии, рекомендации
- Есть ли у вас информация о том, сколько трудоспособного населения было в 2017 году , и сколько оплатили НДФЛ ? –спросил депутат Виктор Шереметьев. – И какая доля «серых зарплат» была выдана?
- Информация о количестве трудоспособного населения у нас, конечно, есть, - сказал Андрей Кефер.- А вот что касается «серых зарплат», то ни один предприниматель добровольно эту информацию не предоставит. Хотя в решении этой проблемы есть значительные резервы пополнения доходной части бюджета, над этим работаем, хотя , к сожалению, реальных рычагов у той же комиссии по мобилизации доходов почти нет.
Что касается резервов, Глава Читы Анатолий Михалев сделал акцент на выполнении всего на 47, 6 % земельного налога за пользование землями, собственность на которые не разграничена.
- Какие меры принимались в работе с департаментом госимущества и земельных отношений Забайкальского края, что сделано, чтобы ситуацию исправить? – спросил Анатолий Дмитриевич.
- Мы постоянно в плановом порядке 8 раз в год приглашаем сотрудников департамента и заслушиваем их на комиссии по мобилизации доходов, - сказал Андрей Кефер. –Они докладывают, какая претензионная, исковая работа ведется, отчитываются о значительном количестве исков, «застревающих» в судах. При этом недоимка в этой части выросла.
На это Глава Читы Анатолий Михалев еще раз сделал акцент на необходимости решать вопрос:
-Ведь странная ситуация - который год город ставит перед правительством и Законодательным Собранием края вопрос: отдайте землю, мы сами будем собирать налоги! Многие регионы это сделали, наш город остался один из немногих, где земля неразграниченных территорий осталась в руках субъекта. Нет же, в ответ выдвигаются различные доводы, Более 150 млн. рублей город по этому году не добирает поступлений по данному виду налога!
Среди замечаний председателя контрольно – счетной палаты Читы Маргариты Казаковой - тревожная тенденция к ежегодному наращиванию муниципального долга. В 2017 году по сравнению с 2016 годом долг увеличился на 235 181,2 тыс.рублей или на 46,1 % и составил на 31 декабря 2017 года - 766 517,6 тыс.рублей.
- Несмотря на внесение изменений в течение года в объем прогнозируемых налоговых и неналоговых доходов, исполнение по источникам доходов варьирует от 68,7% до 137,5%, - отметила также Маргарита Казакова. - Это свидетельствует о недостаточно точных прогнозных расчетах при подготовке проектов, направленных на внесение изменений в утвержденный объем доходов городского округа.
Председатель комитета культуры администрации Читы Николай Волков и председатель комитета образования Оксана Кирик проинформировали участников слушаний об использовании бюджетных средств в 2017 году.
Участники публичных слушаний рекомендовали Думе городского округа утвердить отчет об исполнении бюджета за 2017 год. Также ряд рекомендаций был дан администрации Читы. В том числе, такие: продолжить реализацию мероприятий по укреплению собственной доходной базы бюджета городского округа и повышению эффективности управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности; продолжить работу с Правительством Забайкальского края, Министерством финансов Забайкальского края по безусловному исполнению бюджета Забайкальского края в части поступления межбюджетных трансфертов в бюджет городского округа.
Корень проблем - в межбюджетных отношениях
Этому посвятил свое выступление в завершение слушаний Глава городского округа Анатолий Михалев. В частности ,он сказал :
- Казалось бы, судя по прозвучавшей информации, все неплохо: на 112% увеличили доходную часть бюджета, почти 288 миллионов рублей собрали дополнительно .Но если проанализировать расходные полномочия нашего бюджета, то приходится печалиться.
Посмотрите, что реально происходит: 77, 6%–это расходы на социальную сферу. Но это не на развитие, а на содержание: выплату заработной платы, коммунальных платежей. И то, что всего 10 миллионов направили на развитие образования, то это на 140 учреждений! Какое развитие? Крышу починили, подключили к теплоснабжению и так далее. То есть, мы не приобрели новые компьютеры, новое оборудование ,не построили новых социальных учреждений и так далее– мы просто латаем дыры.
Аналогичные примеры Анатолий Дмитриевич привел и в отношении других отраслей городского хозяйства:
- Казалось бы, большая цифра: более 400 миллионов рублей было направлено на благоустройство .Но на что?! 50миллинов-на расчет по долгам за реконструкцию Мемориала Боевой и Трудовой славы, более 60 миллионов – на реконструкцию центральной площади, немного –на приведение в порядок дворовых территорий –по существу на благоустройство не остается ничего. Мы не ремонтируем нормально дороги тротуары, не занимаемся нормально озеленением ,освещением: например, относительно улицы Казачья мне уже стыдно на эту тему говорить. И так по существу везде. Говорим о том, что много несанкционированных свалок, особенно в неблагоустроенном секторе, но созданное для вывоза отходов из этого сектора предприятие ГЖЭУ не справляется, поскольку ни одного рубля дотаций из городского бюджета .
Далее Анатолий Михалев обратился к присутствующим на слушаниях депутатам Законодательного Собрания Забайкальского края, избранным от города:
- Мне бы очень хотелось, чтобы вы понимали: пока не изменятся вопросы межбюджетных отношений, пока не будут понимать органы государственной власти, что при бедных муниципалитетах не бывает богатого субъекта, мы с вами никогда с этой позиции не сдвинемся. Обращаюсь не только к присутствующим в зале депутатам, но и к тем кандидатам, которые собираются баллотироваться в Законодательное Собрание: если мы хотим выстроить нормальные взаимоотношения между муниципалитетами и органами государственной власти, то в первую очередь нужно разработать нормальный Закон о межбюджетных отношениях. А, может быть, как это было раньше, выйти с инициативой принятия соответствующего закона на уровне Российской Федерации.
Так, в свое время действовал так называемый закон «О местных финансах»,- продолжил далее Анатолий Дмитриевич.- Он действовал не так долго, до 1995 года, но он регулировал основные отношения государственной власти и муниципалитетов. И тогда не было правовых оснований для того, чтобы урезать у муниципалитета средства, если он начинает зарабатывать больше . Те субвенции и субсидии, которые мы с вами сегодня получаем, этого хватает лишь на заработную плату! Ни рубля на развитие, и это – в столице Забайкальского края! Нельзя так жить дальше. Вода камень точит, и если вы, уважаемые депутаты Законодательного Собрания, начнете все же в этом отношении вносить свои предложения, начнется хоть какое–то движение. И я считаю, что задача публичных слушаний по исполнению бюджета –как раз определить те болевые точки, которые у нас были в прошлом году, чтобы «не наступать на те же грабли», учесть это в корректировке бюджета 2018 года и при формировании бюджета 2019 года .Иначе будем постоянно слышать, что город Чита –дыра, администрация города работает недостаточно. Хотя ее нельзя обвинять: администрации приходится работать в условиях выживания. И спасибо за то, что сохранили городского хозяйство, которое есть, за то, что своевременно платится заработная плата бюджетникам и производится расчет по коммунальным платежам .
Но если мы хотим говорить о развитии города, мы, действительно, должны изменить подходы к формированию городского бюджета в целом.
Лариса Семенкова, фото автора